Когда пропадет божество, на его место приходит зло, которое со временем
множится.
Поэтому всякое зло в этом мире – признак отсутствия божества.
(Грегори Магвайр.
"Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз")
Как всегда, ближе к
четвертьсезону – время поразмяться. А если Винты никуда не хотят идти, то и не
надо: старинная народная суперзабава – интертекст – найдет их сама.
Сегодня в меню сказкотерапия. Пиршество
Царя Архетипа.
Не бойся, Сэм: на сей раз – не
про поросят.
Ну-ка, ну-ка, в какие глубины тянется
путеводный кабель от настольной электрокарты? Что за плод спит в серой паутине
забытого детства? Чем замечательны эти красные туфельки, припрятанные прежними
хозяевами в Бэт-гараже? Кому достанется волшебный ключ, отпирающий (создающий?)
волшебную страну за каждой дверью? Кто победит безобразное, безъязыкое,
безусловное зло с изумрудным взглядом? Кстати, господа герои, что это у вас с
глазами?
Переплетено туго, расплетать интересно.
Только-только Дин зачистил
дом, готовясь учинить окрепшему пациенту индивидуальную терапию. Выставил
младших на вольный дух, прописав нервному Китниссу Соло надежный, как сейф,
отель с порнушкой для тела и Кенни Роджерсом для души, выдраил кухню, запасся
пивом и первым сезоном "Игры престолов". Ангела с демоном, конечно,
не выставишь, но те тихо сидели по чуланам. Сэм тщательно избегал дискуссий с
королем и генерировал идеи дистанционного вспоможения глупому другу Касу,
внезапно сбежавшему в опасный большой мир. Ну конечно, наладить слежку за
ангельскими скоплениями он придумал сам; Дин видит тут кого-то еще? – иронично
осведомлялся Сэм в ответ на братнее сомнение.
Уй, Сэм, ты даже не
представляешь, что Дин видит. И если изгнание Каса из бункерного Эдема понадобилось,
чтобы создать предлог для внушения тебе такой хорошей идеи… Она и вправду
хорошая, но отнестись к ней следует со всем вниманием.
Ну и побочный эффект не
замедлил.
Вскрыл Дин, как консервную
банку, древний суперкомпьютер Книжников в подвале, заодно опрокинул бутыль с
вязкой серой мутью, коя тут же обрюхатила подвальную стену паутинным вздутием,
– и понеслось.
Бункер подвергся массированной
интервенции бессознательного – в него прорвались одновременно неотработанная
часть былого, "младший" сверхъестественный жанр и феминность в
ассортименте. На трех с половиной мужиков обрушились сразу три дамы. Это, прямо
скажем, намекает: территория, именуемая "дом", должна быть
одухотворена женственностью, а в бункере она пока представлена фотокарточкой
Мэри да стопкой жанровых винтажных журналов, дарующих, ввиду своей безнадежной
отсталости, скорее эстетическое, нежели эротическое удовольствие.
Нынче в той или иной степени
одухотворились все. Кроме Зика, который копит силы на скорейшее отбытие из
Сэма. Чего желает Дин, да и сам Зик, ежели не врет. Может, ему, как левиафану,
обрыдло в этом костюме. Или у него дельце снаружи, а к Сэму он относится, как
сам Сэм – к бункеру: работает он тут, не более.
Для Фергюса визит дамы был
приятной неожиданностью: измученному бездельем узнику и случайно забежавшая в
камеру крыса - развлечение. Абсолютно безопасное, ибо внутрь магического круга
бессмысленная довербальная злоба низшего порядка вступить, конечно, не могла.
Но получить с нее свой маленький профит король не преминул. Поговорить толком
не удалось – гостья была безгласна, как Сэм, что не помешало величеству узнать
ее с полувзгляда, - зато он добыл крохотное информационное преимущество и выторговал
за него временное послабление для своего заслуженного костюма, которому пулей
больше, пулей меньше – давно без разницы.
И коварно отправил колдунью
разорять драгоценную динкину кухню. Вполне перпендикулярный ответ на свинское
отношение тюремщика.
Фергюс, как всегда, дивно
точен в культурологических аллюзиях, но вы уж договаривайте, ваше величество: если
Страшила верит в собственную безмозглость, а Дровосек – в то, что растерял свои
живые части из-за вражьих происков, то кто же у нас, интересно, якобы трусливый
царь зверей?
Однако помог, чертяка,
реально. Единственный, способный выудить нужную информацию даже из безъязыкой ведьмы
и даже будучи связан. Только лаской, как говорил один профессор. Да постыдится
впредь всяк утверждать, что король добывает сведения исключительно пытками.
У Сэма наметилось
взаимопонимание с Дороти. Даже с намеком на взаимоотождествление.
Пожилая канзасская девчонка обожает
приключения, за неимением иных обожаемых объектов. Она и на свет-то появилась,
чтобы идти бесконечной сказочной дорогой, пробуждая в каждом читателе
любопытство, отвагу, верность, самоотверженность и иные похвальные черты
Вечного Ребенка, которому дом не полагается. Просто не вписывается в сюжет, воплощая,
конечно, безопасность, но и скуку, тогда как захватывающее геройское бытие,
несомненно, проистекает исключительно снаружи, буквально сразу за порогом.
(Некоторые взрослые, не будем
тыкать пальцем, оное бытие никак из дому вымести не могут, чтоб творчески поскучать
да в бытовухе погрязнуть: они его в дверь – оно в окно.)
А кровавые реалистические
подробности папа Баум подредактировал до детского рейтинга. Ох уж этот
папа-трудоголик и его коллеги, сплошь снобы да сексисты, это они в ответе за
совсем не девчачий, независимый и грубоватый характер детища. Еще один
отец-творец, который родил и бросил создание безо всякого внимания к его, создания,
нуждам… Впрочем, боевая девушка не закоснела в своих предубеждениях, у нее есть
кое-какие претензии, но нет ненависти. Она любит свою страну и свою подвижническую
участь в ней и спокойно принимает тот факт, что за "избранное дитя",
способное уничтожить злую колдунью, ее приняли ошибочно. А цена, уплаченная ее
спутниками за эту ошибку, ее искренне печалит. Их, незащищенных, заколдовали.
О сказочной заколдованности и
борьбе с нею – отдельная психоаналитическая песня.
Теперь же Дороти смущена и
рада своей неожиданной популярности у нескольких поколений детей. И, возможно,
отныне ей есть что любить кроме вечной дороги.
Сэм ее понимает – местами. Его
тяга к квестам припадкообразна, до очередного упса, а с домами ему просто
как-то не везет: куда б он ни пришел – нигде нет должного уюта. На деле скорее
домам не везет с Сэмом, но чего и ждать от человека, ищущего не нормальности, а
безопасности. Работать тут удобно, ощущение семьи-друзей в наличии, чего еще?
Не плакаты же с котегами на стенки клеить. Других способов одомашнивать свои пристанища
Сэм, кажется, не знает, да и не стремится: не сегодня-завтра дорога опять
позовет.
Именно эту патологию Дин
наметил для терапии, очень уж она его огорчала и напрягала.
Сложные чувства к отцам-творцам
Сэму тоже не чужды, а как же. Но, поразмыслив, Сэм постановил: он сам пишет
свою жизнь. Своим, так сказать, умом. И даже если Трейси не так уж неправа, в
его нынешнем благостном состоянии это все детали. Стране Оз просто больше повезло
с редактором, чем ему. Папа Шорли, в отличие от папы Баума, подвигов своего создания
не стеснялся и не считал нужным их ретушировать. Однако – коль скоро про него
писана книжная серия, значит, и он не лыком шит, и у него фанаты есть. С
которыми, правда, еще сложнее, чем с автором. Эк заметался герой под удивленным
взглядом Чарли и уничтожающим – Дина, услыхав ник экс-супруги. Да уж, Сэмми,
умеешь ты возбуждать своих поклонниц на подвиги.
(Выходит, Бекки славный 4-й
сезон публике представила? До 5-го дело не дошло, не то Чарли бы ее знала.)
Но к черту подробности, и только
не надо спойлеров. Ни о Джофри, ни о Дровосеке. Они испортят Сэму удовольствие
от чтения толстой книги без картинок.
Давно мои чувства к дитю не
были так близки к жалости. Совсем блаженненький нынче наш Железный, протез в
котором хочет быть полезным. Уже и анима его, подзастрявшая в трудном детстве, высвободилась,
и контакт с нею состоялся, - да все мимо, мимо. Авторство единственной строки,
вписанной им в сегодняшнюю историю, - и то под сомнением.
Остальной сумасшедший текст
творился всеми понемногу, но, конечно, рулили девчонки. Дороти приволокла из мира
Баума в мир Эдлунда зло, от которого сама защищена не поцелуем - статусом. Хоть
растворись она в нем, никакого ущерба персонажу не будет. Страшила, Дровосек и Тотошка
нашлись на месте – спустя десятилетия после того, как Дороти вошла в недавно
построенный точно в центре тогдашних Соединенных Штатов бункер Книжников и
поставила задачу его первым дежурным. Ее история, исправленная и дополненная, вплетясь
в СПН, образовала особый континуум между временами и текстами и зацепила "четвертую
стену", откуда и вывалился ненавязчивый намек.
Точнее, целый мешок намеков.
А душа эпизода, понятно, Чарли;
излишне говорить, кто ее партнер на этой вечеринке.
Дин решил, что знатная хакерша
разбирается не только в новейшем софте, но и в музейном железе, - и она
разобралась. Рыжая в густом переплете реальностей – как дома. Она распутывает
их так же легко, как и потроха древнего компьютера на магической энергии, выкачивает
из него оккультную инфу с помощью новейшего ПО, уравновешивает и сплетает в макраме
чудовищную эклектику бытия так же естественно, как свои многочисленные интересы
и хобби. Она сливает компромат на преступных боссов мира сего и отменно умеет
щелкать каблучками по башке сказочной злобы, воплощая свое заветное желание о
спасении миров. Она становится подружкой книжной героини и несколькими словами переворачивает
взгляды Дороти на Книжников – только благодаря ей многолетние труды Хэггерти по
изведению примитивного зла из детской рассказки не пропали даром. Она чутко вслушивается
в нервные интонации Винтиков, обследует их спальни и помогает Дороти обнаружить
для них, непутевых, их же гараж, забитый классическими байками и авто. Она
апгрейдит пули фейной магией и мечтает апргейдить мир настоящим волшебством. Она
борется за справедливость во всех реальностях, отчего теряет работу и жизнь, а
воскреснув – держит в себе ужасные подозрения о своем перерождении до победы, и
лишь улучив спокойный момент, тихонько выясняет, придется ли ей теперь, как
истинной зомби, есть мозги.
Дин глядит на рыжую аниму то
укоризненно, то виновато, обмирая от ее хрупкости и бесшабашности и отчаянно
желая спрятать ее куда-нибудь поглубже, хотя бы на время боевых действий. Но
фиг же она согласится, когда вокруг бушует чаемый волшебный квест, в котором
враг, ключ, опасность и спасение мира – все как положено. Ролевик в Чарли
уважает внутренние законы каждого мира, а искра в ней подчиняет их все высшему,
универсальному закону человечности. Сестренка, которой у Дина никогда, как он
думал, не было, о которой он только грезил, нарекая ее Джоанной, - но сёстры не
возникают из ниоткуда; собственная часть Дина, давно уже осознанная,
освобожденная из-под гнета архетипов отцовского поколения, - может ли она снова
отсиживаться в убежищах, когда ее универсуму грозят сшибающиеся течения разноплановой
психической реальности, которые только она и способна гармонизировать?
Анима, принимаемая такой,
какова она есть, не может ошибиться, навредить, обмануть. Поэтому Эго связано и
в подвале, а она – свободна, в том числе от непроходимого квеста собственной
мифической вины, и всюду сует свой деликатный, умный нос.
А если ни средств для
спасения, ни даже времени на их придумывание не остается, - анима предстает в
своем высшем символическом проявлении: в полете, между небом и землей, сказкой
и былью, добром и злом, точно перехватывая гибельную молнию. И дальше уж задача
Дина – вернуть ее к жизни. Потому что без нее – никак.
Конечно, это было в полной его
власти, но Дин так перепугался, что всю конспирацию похерил.
Зик (коему в проекции Оз соответствует,
видимо, шелковый мешочек в форме сердца, вложенный в Железного Дровосека) выглядел
весьма глупо, многословно обосновывая энергетическую нерентабельность
воскрешения Чарли. Интересно, он в самом деле не знал, что ставить Дина перед
выбором: спасение друга или убийство врага – бессмысленно, или толсто троллил?
Сэм, разумеется, услышал имя своего
внутреннего сожителя. Что-что, а слух у
него, болезного, в порядке. И надо было видеть, как Дин, с грехом пополам
отбрехавшись, обронил на миг масочку ворчливого простака, чтобы молча ругнуть
себя, танцора над пропастью с плохо сбалансированным грузом, за очередной
неверный шаг.
К финалу, впрочем, и он, и Сэм прибыли
бодрячком. Ну, покаталась злая тетка на зеленоглазых такси (и куда только Изя
смотрел? Ах да, он отдыхал после воскресительного усилия), на то она и зло,
заполняющее, согласно природным законам, любую емкость, свободную от божества
aka любви. Дык анимы, своя и пришлая, признанная и непризнанная, без братьев
управились. Предварительно с ними справившись. И отлично сработались, в отличие
от Винтов, чей равноэпичный тугезер только и расцветает в условиях синхронной
одержимости какой-нибудь бякой злокозненной да кровожадной. Это, впрочем, не
новость: у них общий интерес давно один, как перст, и тот, мягко говоря, не
созидательный.
Ну и пригласила Дороти новую
подружку, "избранное дитя", к себе, в очищенную от зла сказку. У
нее-то компания распалась, Тотошка и тот потерялся. Кто поможет его найти, если
не Рыжий гений?
Дин приглашение горячо
поддержал. Там вам не подвал, там такие приключения, такие опасности – уу! А
главное, всегда с хорошим финалом.
Сестрица-искорка для порядку
спросила, как парни без нее обойдутся, но сбывшаяся – буквально – сказка,
конечно, уже захватила только что инициированную охотницу (весьма своеобразная
трактовка символизма смерти-воскрешения, к слову сказать). И снова сделавший
все правильно Дин даже улыбнуться толком не мог на прощание. Хоть и привык уже эвакуировать
феминный элемент со своих взрывоопасных вечеринок. Плохо фемины в них выживают.
И не только они: поглядите на пустую железную голову, оставшуюся от Дровосека.
Ясно, мир детских фантазий из
подвалов никуда не делся. Ну и что, что ключ, в числе прочих артефактов и
талмудов хранившийся у Дина, унесла Дороти. Ей нужнее. Зато Дину теперь,
пожалуй, не придется выменивать малышку на мотоцикл у первого встречного, ежели
что. А пока они рядышком стоят – детке тоже дом нужен, даром что она сама долго
им была.
Для Чарли же, при всей ее
любви к квестам, рай – там, где дом, и семья, и, конечно, любимый динкин
праздник. Это даже Сэм понимает.
Или не Сэм? Дин глянул на него
испытующе: того ли, кого надо, он убедил? С нынешней сэмкиной двусоставностью
ни в чем нельзя быть уверенным.
Спасение двух миров одним махом
состоялось пока более в тренировочно-игровом режиме, хотя и с весьма серьезными
вызовами. Вот и старые знакомцы AC/DC вроде намекают, что встреча с
повзрослевшим детством прошла успешно и повлекла некий внутренний консенсус –
мол, "We ain't no legends, ain't no cause, we're just living for today".
С другой стороны, когда голоса
этих австралийцев предвещали что-то хорошее?
Детство, живущее одним днем,
ушло и дверь за собой закрыло. Оно будет наведываться, но теперь и for tomorrow
не мешало бы подумать.
*тенькукушкивполёте*
ОтветитьУдалитьДрузья, а можно я тут в уголочке кулёчек с аллюзиями пристрою - авось компетентным коллегам для размышлительных построений пригодится.
"Страна Оз" как текст/интертекст/метатекст (и прецедентный текст - чо уж там!) в мириканской культуре больно нагруженый.
Одна из популярных интерпретативных концепций "Оз" - злая и аршиннобуквення политическая аллегория на золотой и серебряный монетарные стандарты (и вообще, на политико-экономическую ситуацию в США времён слома 19-20-го веков). Этому в американских школах ан масс на уроках истории учат ("Oz"="унция" и т.д.) - т.е. если наши бездариавторы и могли бы ещё какой целевой интерпретативный ключ (угу, от дверки-))) ) на видном месте уложить - так это поверх экрана накалякать "МЕТАФОРА". Но да, это слово у нас в фандоме ругательное - просьба его к сказкам и намёкам не применять -))))
А в интертекстовое пространство "Оз", помимо прочих (семиотически разносубстратных) инсталяций ещё и серия "приквелов" вписана (о додоротевских временах тяжёлой юности нетакойкаквсе, уникальнофричной революционерки Бастинды... эээ... ещёнеЗлой ведьмы Запада - Элфэбы (времён обучения в Стэн... в Волшебном Университете), улетевшей на метле в ночь холодную от тирании папыдж... Гудвина, и ейной каксестры, "конформистки" Ганильды, под игом Гудвина оставшейся за волшебной страной присматривать - от бесхарактерности, вестимо) - широкой мировой общественности явленая в популярной мюзикловой адаптации "Wicked".
Так помимо прямопропорциональных проекций (кои генеричны - ибо сказка и намёк да, и добрым молодцам - как водится =_=), ещё по переферии бродит опосредованно-пороекционная мысля о вынужденой необходимости заглотнуть поглубже свою созидательно-творческую природу (буквально - превратиться в монстра), дабы неусыпно нести вахту подле опасного для (волшебного)мира инвалида, ибо оный озлобившийся инвалид деструктивными эманациями пышет (у ведьмы-Элфэбы по сюжету приквелов младшая сестра есть (мы её как Гингемму знаем) - без рубиновых (серебряных) башмачков ходить не могущая и мир Оз до основанья а затем от обиды разрушить неизменно поплзновающая).
TBC
*wakemeupwhendecemberends*
*тенькукушкиногогнезда*
ОтветитьУдалитьMirra
если Страшила верит в собственную безмозглость, а Дровосек – в то, что растерял свои живые части из-за вражьих происков
Страшила не только верит в собственную безмозглость, он свои живые части тоже растерял, и продолжает их терять. И со способностью любить у него тоже траблы, ибо не отец, а известно кто, и за один стол с нормальными людьми никак, и никогда не хотел такой сестры как Чарли, и Кас иди погуляй, и много чего еще.
Бункер подвергся массированной интервенции бессознательного – в него прорвались одновременно неотработанная часть былого, "младший" сверхъестественный жанр и феминность в ассортименте.
ОтветитьУдалитьВ народе уже подметили сходство ведьмы с мамойМэри, и таки не без оснований – захаркину красавицу она точно напоминает.
С мамойЕвой Дин в главном разобрался, остались важные, но частности; худо-бедно снял остроту проблемы старого хтонического отцовства (по сути, официально усыновив его). А вот с образом человеческой матери (и прежде всего, естессно, собственной) по-прежнему связан болезненный комплекс, тормозящий развитие. Разрешить который, по всей видимости, невозможно без стабильной, надежной, законной интеграции Дином в личное бытие объединенных ипостасей Матери и Жены. То бишь без Лизы и собственного функционирования полноценным, а не в модусе "сапожник без сапог", отцом.
Ворвавшаяся феминность, конечно, намекает, анима так вообще не обинуется (антикварная порнушка-то, мол, у тебя в порядке, а вот все остальное…), да что толку: даже самые гармоничные отношения с анимой супружеству не замена, да и та с улыбкой и, видимо, надолго покинула сей холостяцкий, блин, приют.
И с каким же потерянным выражением Дин смотрел ей вслед…
Нынче в той или иной степени одухотворились все. Кроме Зика, который копит силы на скорейшее отбытие из Сэма.
Что-то Изюшка совсем посуровел. Вместо проникновенных телег о любви и вере – сухо-деловые реляции. В самом деле, что ли, соскучился в Сэмке сидеть? А ведь тот только наладился царапать стенку, и вообще после воскрешения Чарли сиял как самовар – при том, что сама Чарли, с ее непочтительной к карьере героя непосредственностью, ему, мягко скажем, глубоко фиолетова.
Уже и анима его, подзастрявшая в трудном детстве, высвободилась, и контакт с нею состоялся, - да все мимо, мимо.
И слава Чаку. Пусть Дороти кому-нибудь другому анимой будет – для Сэма она слишком хороша. Тоже ведь появилась с подачи Дина, точнее, его, так сказать, меткого тыла, коим он опрокинул банку. -) Ладно хоть этот подарок ноги унес.
Происхождение дает себя знать: у намного более зрелой, нежели Сэм, Дороти очень неплохой потенциал. Тяготеет она явно больше к диновой системе, чем к сэмовой. Она прямодушна, честна, (само) иронична, а из-под ее маски бравады и крутости сквозит тоска. С ней-то небось никто не носился, пытаясь привить любовь к домашнему теплу и нормальности – скорее наоборот. А ей в спутницы позарез понадобилась динова девочка, легкая на подъем, жаждущая приключений почти маргиналка – и ценительница семейного Рождества, порядка в доме, голове и душе, мягких кроватей и Дин еще знает каких "мещанских" радостей.
Анима, принимаемая такой, какова она есть, не может ошибиться, навредить, обмануть.
С одной стороны, ежели личность не в лучшем виде, а в раздрае пребывает (как бы конструктивен этот раздрай ни был), в опасности все ее составляющие. Чарли, безусловно, самая здоровая и благополучная динкина часть, но общее состояние системы могло отразиться и на ней, проявившись убийством малолетнего монстра.
С другой – Чарли чертовски умна, внимательна к деталям, и трудно найти существо менее кровожадное. А завидный навык в стрельбе указывает, что и боевой подготовкой она не пренебрегала. Поэтому "жертвой" вполне мог стать "ребеночек" вроде борисова выкормыша Робби, а победа – достаться не столько силой, сколько хитростью, как в случае Трэйси. Склоняюсь к этому.
Вот я ж дурилка картонная, источник эпиграфа-то проворонила. WaterFowl, спасибо, что ткнули носом. Шо называется, посмотрела – офигела. -)) Придется читать, однако: синопсис и рецензии очень заинтриговали. Вроде бы параллели с нашими баранами очевидны, но дьявол же в деталях и акцентах. Там даже в самом первом приближении аллюзии многогранные и неоднозначные. И Эльфэба, с ее врожденной и видимой (в отличие от) альтернативностью, но, по отзывам, не злая, а просто нищастная. -) (Шрек бы поржал, а проф. Стентсон иронически ухмыльнулся, но оба, добрые души, пожалели бы бедняжку). И Глинда, хорошая ведьма и замечательная подруга. Не типа Марни ли из "Девчонок"? Ну и младшенькая Несса, которую рецензенты почему-то обходят вниманием.
ОтветитьУдалитьКстати, одна из частей тетралогии зовется "Son of a Witch", привет Фергюсу. -)
*тенькукушкивполёте*
ОтветитьУдалить*тенькукушкиногогнезда*
На что намекаете, коллеги? На развертку у нас тут подпольной "теневой" психушки али психушки для Теней? -)
WaterFowl
Друзья, а можно я тут в уголочке кулёчек с аллюзиями пристрою
Нужно!
поверх экрана накалякать "МЕТАФОРА"
Не удивлюсь, если однажды они так и сделают. Творцы, канеш, терпеливы, как Фергюс, но, bollocks, сколько ж можно! -)
ещё и серия "приквелов" вписана
Что только в эту канву не вписано. Огромный мир, сложный, с пестрым населением, со своей историей-географией, с солидным, между прочим, фандомом. Для англоязычной аудитории тут, безусловно, стаи аллюзийных собак порылись. Не в первый раз думаю, сколько же мы пропускаем, находясь вне американского культурного метатекста. Янки небось рефлекторно ловят намеки, для нас через один (в лучшем случае) непонятные. (Недавно вот наткнулась на баночный "Томатный суп Кэмпбеллов", увековеченный Уорхолом, и жизнь маленького Дина приоткрыла для меня еще одну грань. -))
Ить что для русского зрителя ан масс эта самая Оз? "И Элли возвратится с Тотошкою домой"? (А Винты, соответственно, ускачут в романтиццкий закат на тугезере верхом.) Не уверена даже, что всем известна каноническая Озма, которую Дороти повеличала стервой, злостно порушив тем самым миф об эпической дружбе.
Правда, ведьма здесь, как мне показалось, самими авторами сделана нарочито безличностной, просто неидентифицируемый комок злобы, с которым только и можно поделать, что извести начисто, до плаща и котелка (а уж эти предметы, вместе с туфельками, Дин несомненно приберет на склад -)), но большинство аборигенов помимо воли припомнят много интересного по теме, а большинству наших и припоминать нечего.
по переферии бродит опосредованно-пороекционная мысля о вынужденой необходимости заглотнуть поглубже свою созидательно-творческую природу (буквально - превратиться в монстра), дабы неусыпно нести вахту подле опасного для (волшебного)мира инвалида
Вот, вроде мысля и на поверхности, но от меня она все как-то уворачивается, а взамен на оной периферии является мне совсем другое слияние душ. Дороти, сдается мне, начало не созидательное, но и не искажающее, просто делает что может. Персонаж классической сказки снабжен стабильным набором добродетелей при довольно ограниченных способностях: ее функция – следовать за событиями, уводящими читателя в квест, и вести себя правильно, а подвиги сами сделаются, ею или еще кем-то – не так важно. И главная заслуга Дороти – соответствие своей функции и своему статусу. Чего не скажешь про Сэма.
Творцы вряд ли случайно запараллелили с миром Оз творение Карвера Эдлунда, которое Чарли любит не меньше баумовского. Только это сказочка взрослая и постмодернистская, ее персонажи объемны и пластичны, сама Дороти в ее пространстве взрослеет, приобретает некую глубину и демифологизирует собственную историю. В этом "реалистическом" пространстве выясняется, что ее подвиг, описанный папой, не состоялся, зло по-прежнему в силе и угрожает уже двум мирам, и героиня, притащившая его в смежный мир, нуждается в помощи. При этом зло ей никоим образом не родня, защищать и перевоспитывать его не входит в ее задачу, а слияние с ним – метафора вполне прозрачная – обеспечено исключительно волшебством и ничем добру не грозит. Оно же сказочное, добро-то, эрго, трансформациям не подлежит. Черное и белое просто парализуют друг друга, образуя однородную серую муть и легко распадаясь при оказии на первоначальные химически чистые полярные элементы.
Что в сухом биографическом остатке? "Особое дитя", которому папа не уделял должного внимания; убитое злом и воскрешенное; вобравшее в себя зло с целью его, зла, уничтожения; притащившее зло из своего внутреннего мира во внешний; оказавшееся не "особым", или, во всяком случае, не "избранным" в том смысле, в каком бы хотелось, что роковым образом повлияло на судьбы спутников дитяти и едва не уничтожило оба мира, вложенных друг в друга; чтобы их – не спасти, но дождаться спасения со стороны, - законсервировало себя вместе со злом…
ОтветитьУдалитьПри этом зло категорически отделено от героя и вредительствует само по себе, в силу врожденной гнусности.
Видится мне тут не нынешнее динкино целительство, а редкое для сэмкиной галереи "хорошее" зеркальце, эдакое детски непосредственное сослагательное наклонение, волшебно очищающее героя от избыточных психологизмов, тайных желаний, всякой там диалектики добра и зла и связанных со всем этим упсов. В какой-то степени – фанонная проекция. И возобновившая подрывную активность Бекки указует на 4-й сезон. И Сэм к финалу явно отождествил "написанную им собственную историю" с историей Дороти.
Контакт же Дина с Дороти уложился в два эпизода: сперва он поручил гостью "самому умному человеку в этих стенах" (не Сэму), а в финале ей, уже очарованной искоркой, поручил саму Чарли. Нечему ему у нее учиться. Разве что на ее байке покататься…
Зато Дороти с удовольствием учится у непосредственной Чарли, без проблем корректируя свои былые взгляды. Сэму-то Чарли ничем помочь не может: Эдлунд с "Амазона" не изымается, а спойлеров Сэм не любит. -)
Jenari
он свои живые части тоже растерял, и продолжает их терять.
Все же принципиально иначе, мне каатся. Он не теряет в полном смысле, а скорее прячет от себя самого – ну или расставляет по функциональным полочкам. То и другое проделывая в полном осознании и с конкретными целями. Причем, во-первых, со временем согласованность теряющего и теряемого возрастает (Брэйдены были спрятаны в нормальную жизнь по умолчанию, Бенни ушел без особого желания, но добровольно, Кас, полагаю, тоже, а Чарли уже и сама рвалась туда, куда ее братик пристраивал). И во-вторых, Дин знает, где каждая из его частей, и всерьез рассчитывает на их – по крайней мере некоторых - возвращение. Тут я согласна с Олей: самодифференциация – необходимый этап на пути к обретению Самости.
Способность к любви в том же схроне, где-то в ящичке с волшебными ключами и прочими артефактами, который Дин держит под кроватью, видимо. Эта способность, она же необходимость, уже через все регионы к нему прорывается – через Фергюса, Бенни, Чарли…
И потом, это ж Страшила. Свежей соломой себя набил, улыбку подрисовал – и вперед. Бо не в соломе его суть. -)
А вот Дровосек, что наш, что баумовский, себя растерял исключительно из-за злых врагов. Топорик, понимаете ли, заколдованный то и дело из рук вырывался и то ногу оттяпывал, то руку, то кроссовок, то душу и в конце концов вообще вдребезги раскокал. И все из-за чего? Из-за того, что Ник жениться хотел! -)) И склепал его потом по кускам косорукий гений-кузнец, так что он ни в чем не виноватый. И на фиг ему все его запчасти не сдались, ибо железо круче и красивше, и пустая голова – не проблема, вот только сердце бы ему. Причем, внимание, отнюдь не для того, чтобы согреть любовью весь мир или хоть ближайшее окружение, а…
"- Но все-таки, - сказал Страшила, - лично я выбрал бы мозги. Безмозглое создание не будет знать, что ему делать с сердцем.
- Нет, сердце гораздо лучше, - стоял на своем Железный Дровосек. - Мозги не делают человека счастливым, а в мире нет ничего лучше счастья".
Синопсис СПН, ни убавить, ни прибавить. -))
Особенно мне доставляет осторожная слезливость Дровосека: плачет он, только когда рядышком есть кто-то с платочком, утирающий ему слезы. Чтобы не заржаветь.
Все равно, правда, ржавеет, а Дин вокруг с масленкой бегай…
Olive
ОтветитьУдалитьВ народе уже подметили сходство ведьмы с мамойМэри
Хороший ракурс. Фигура явно женская, но предельно вырожденная, безымянная, бессловесная. Захаркина Мэри пассивно ненавидела своих детей, эта активно ненавидит весь мир детства (ключ к которому хранится у Дина), чем, собственно, ее содержание исчерпывается. Темная ипостась Великой Матери? Или последняя атака бессознательных претензий героев к собственному детству?
В этом контексте защищенность Дороти тоже понятна: у нее нет ни мамы, ни вообще какого-либо контакта с этим архетипом, она – героиня приключения, обреченная на бессемейность и совершенно уверенная, что ничего от того не теряет. Отрезанный ведьмин язык – черточка маленькая, но характерная. Не только для ведьмы, а и для Дороти.
Зло как отсутствие божества, ага.
Колдунья взаимодействует с населением бункера по-разному: у Фергюса ищет, хе-хе, помощи, Дина дважды норовит стегануть молнией, а Сэмку нежно обнимает и подчиняет – и Дина, пытающегося освободить брата из этого объятия, за компанию.
А самый тесный и трансформирующий контакт с ней – у Чарли. Она ею убита, она ее убивает, она и получает самый главный и желанный приз.
Что обнадеживает. -)
с образом человеческой матери (и прежде всего, естессно, собственной) по-прежнему связан болезненный комплекс, тормозящий развитие. Разрешить который, по всей видимости, невозможно без стабильной, надежной, законной интеграции Дином в личное бытие объединенных ипостасей Матери и Жены.
Ага, а сама интеграция, в свою очередь, невозможна в присутствии известного инвалида. Свое Эго братику для экспериментов отдать Дин завсегда готов, невелика ценность, но женщинам и детям на сем дырявом "Титанике" не место.
Зато у Сэма – никаких комплексов, никаких ипостасей, никаких связей между ними. Блаженство нищих духом. Не он ли – главный генератор размазанной и обезличенной Ужасной Матери? Он ведь, как и Дороти, без мамки взрастал, ее имя для него – звук пустой, использующийся в отмазочных целях от случая к случаю. То "чего мама бы хотела для нас", то "я ее даже не помню", то "да будет ее смерть не напрасна", и тыды. В бессознанке в 4.17 мама опять же отсутствует как явление, даже в виде Эллен и даже за кадром.
И кстати, не была ли Мэри захаркиной модификации частично реакцией Сэма на свинское динкино воспоминание про корочки?
Глубоко бессознательной, разумеется. -)
даже самые гармоничные отношения с анимой супружеству не замена, да и та с улыбкой и, видимо, надолго покинула сей холостяцкий, блин, приют.
Да ладно. -) Анима – не ключ, а живой проводник, ее в коробочку не положишь, ей двигаться надобно. И если анима умна и здорова, ее мобильность надо всяко поощрять. Что Дин и делает, даже если по первости озадачивается ее разносторонностью (откуда бы, в самом-то деле -)). А заменять Другого – равную цельную душу - конечно, никакая из собственных внутренних ипостасей не может и не должна. Иначе это уже аутоэротизм и нарциссизм. -) Но на эти диагнозы у нас Сэм есть.
Потому Дин, как здоровый невротик, сестричку и "не любит". И Касю, и Беньку. Хоть ценит, и на том спасибо. Фергюсу хуже приходится.
Что-то Изюшка совсем посуровел. Вместо проникновенных телег о любви и вере – сухо-деловые реляции. В самом деле, что ли, соскучился в Сэмке сидеть?
ОтветитьУдалитьНу, его можно понять. -) Может, иммунная система у ангела включилась?
Пусть Дороти кому-нибудь другому анимой будет – для Сэма она слишком хороша.
Злая ты и жыстокая. -) Динка-то все пытается братана чем-нибудь путным дополнить: то сверхценность ему высвистит, то аниму из банки добудет, то любовь к дому бывшему "мечтателю о нормальной жизни" изо всех сил прививает. По собственному вкусу Сэм уже всем перечисленным обзаводился, итог известен. А Дину же надо когда-нибудь Дровосека достроить до минимально безопасной самодостаточности, иначе так и не видать ему Другого, да и себя не собрать. Значит, и запчасти для Сэма должны быть сколько-то надежные.
Дороти – девочка правильная, на Сару Блейк отдаленно похожая, и уважительная симпатия к Рыжей – еще плюс ей в карму. Сэмовой аниме очень полезно прислушиваться к диновой. -) Может, этот вечный ребенок повлиял бы на нашего инфантила к лучшему? Конечно, Руби его возбуждала больше, но возбуждаться пациенту вообще вредно, так что теперь – только сказки. -)
"жертвой" вполне мог стать "ребеночек" вроде борисова выкормыша Робби, а победа – достаться не столько силой, сколько хитростью, как в случае Трэйси. Склоняюсь к этому.
Скорее всего. Искорке не надо прилагать сверхусилий, чтобы понять, как поступить правильно, - интуиция же ж. А в профессиональном смысле она как-никак "наследие" Фрэнка минус его натужность и паранойя. И с братом-хозяином она в гармонии. Динкин раздрызг сейчас, к счастью, держится в контролируемых рамках, но карьера Чарли как охотницы, что бы там Дороти ни говорила, началась в тяжелейшую пору левиафаньего засилья, и первым ее делом было, на минуточку, противостояние с самим Диком Романом. Так что запас прочности у нее – дай Чак каждому. -)
Mirra
ОтветитьУдалитьНедавно вот наткнулась на баночный "Томатный суп Кэмпбеллов", увековеченный Уорхолом, и жизнь маленького Дина приоткрыла для меня еще одну грань
Интересно, а исцеляющее от вампиризма средство имени дедушки Сэмюэля Кэмпбелла не оттуда же свое происхождение ведет?)
Очень может быть. Фирма старая, солидная, рецептов накопила много. Динку небось какой-нибудь веганской бякой напоили на той же томатной основе, коей он и в детстве нахлебался...
ОтветитьУдалитьА они говорят - корочки. -))