Поздновато, но лучше,
чем никогда, – немного о серии.
(Клянусь, писано до
прочтения последних комментов в “Чемодане” -))).
Два слова: растет
демиург.
Ныне, кажется, можно
уже с обоснованной надеждой говорить о преодолении им деструктивного комплекса чувств
и ментальных блоков, связанных с отцом: горечи, боли, вины, обиды, антагонизма
любви-ненависти, ужаса перед превращением, перед отцовским наследием в себе… Что-то
из этого изжито полностью, как не имеющее никакой созидательной ценности;
бОльшая часть взята под уверенный и осмысленный контроль – дабы держала в
тонусе, но не препятствовала развитию.
И до чего же
совершенный по красоте и разумности акт: прозрение в чудовищном родителе
несчастного ребенка.
Нельзя сказать, чтобы
это было так уж ново для Дина. Обиженный мальчик Джонни, став большим
дяденькой, ни на йоту не изменил отношения к папиному исчезновению, продолжал
культивировать младенческие фрустрации, мстил собственному малолетнему сыну за
свое нищщастное детство (где наверняка была мама и точно был некий “старик”,
которые, судя по безмятежности юного ветерана, делали его тяжкую долю весьма
сносной) и беззастенчиво занял нишу подопечного, жалеемого и неблагодарного
объекта любви и заботы для этого самого сына.
Но это вопиющее
нарушение ЕП, патология, уродовавшая и ломавшая детскую психику, на
принципиально ином уровне взрослого демиурга трансформировалось в плодотворное
переосмысление, не отменяющее и не оправдывающее чудовищности родителя, но
выводящее ее за рамки мистической обреченности, делающее ее подвластной предотвращению
и искоренению в себе и других мальчишках.
И да, Дин уже в той
форме, которая позволяет ему без особых рефлексий взять на себя ответственность
за батино сиротство. При этом он, впрочем, не питает иллюзий относительно того,
насколько тот был бы другим, вернись Генри домой.
Итоговый вердикт –
это, пожалуй, самое нелестное и в то же время самое отпускающее и
самоосвобождающее, что когда-либо звучало из диновых уст в адрес Джона.
А от пламенного
воспитательного спича об ответственности за семью, сиречь ребенка, в адрес
дедули-идеалиста я едва не прослезилась. С каким великолепным сарказмом были
пресечены его жалкие оправдания священной миссией!
Браво, Дин Джоныч! И продолжайте
твердить себе, что дьяволоподобие, к коему очаровательная паладинка Люцифера
прибыла с родственным визитом, - ваша единственная семья, а ваш настоящий сын не страдает
и не чувствует себя брошенным, потому как вы его мозгопромывкой
облагодетельствовали. –((
(Так, выдохнула).
Дед Генри,
безусловно, единственный среди винчестерских предков мужеска полу обладатель
человеческого лица, особенно прояснившегося после динова внушения. Его отзывчивость
на динов импульс внятно маркирует его как очень небезнадежного. Дин встряхнул и
растревожил лучшее в деде, но сам же и приговорил: поздновато.
Порядочный, морально
щепетильный, чистый помыслами, слегка инфантильный эзотерик-белоручка на пару с
возлюбленной Идеей осторожного недеяния и ревностного охранения потенциального источника
многих печалей уже породили жуткую извращенную пародию на себя - склонный к
крокодильей сентиментальности клубок торжествующих хищных инстинктов.
О Сэме говорить не
только неохота, но и попросту нечего. Что он делал-то в эпе, дай Чак памяти? Глаза
таращил, лоб морщинил, дамсель в полоне изобразил… А, еще ожидаемо возбудился
на почве завладения золотым ключиком, ведущим, как Сэмме, надо полагать, предвкушает, к Золотому шару
(коий Гартушка расколошматит, м? -)).
Ну его к Абаддон
совсем.
Зато мне ой как пондравилась
отсылка к “Касабланке”, этой сколь эпичной, столь же и ироничной истории о
любви к пустышке, заплутавшей меж двух частных островов (один из которых,
ха-ха, помер и воскрес, хотя Дин, канеш, с другим ассоциируется), об избавлении
от обеих (любви и пустышки -)) и о начале новой жизни с прекрасной дружбой. =)
Эх, куда б нашу-то
драма-квин безопасно сплавить, вот вопрос вопросов…
Поздновато
ОтветитьУдалитьЧто тогда говорить мне, доселе обдумывающей печальную участь Альфи? -)
Хотя опыт показывает, что весь массив СПН не устаревает. Счас хоть "Пилот" можно разбирать по деталькам да обсуждать заново – и не без пользы.
до чего же совершенный по красоте и разумности акт: прозрение в чудовищном родителе несчастного ребенка.
При том отдельно доставляет контраст между поистине эпохальным содержанием этого прозрения и неприметной, будничной формой, без особой акцентуации, в которую оно облечено. Всегда у Дина так – самое главное происходит как бы между прочим, как созревший плод с ветки падает. Или предок из шкафа. -) С опасным секретиком в кармане и демоном на хвосте. Да не простым, а целым рыцарем Люцифера. Здравствуй, родная кровь, давно не виделись.
И тут сей суперсимволичный предок рассказывает внукам, как их папа однажды испугался страшной фильмы и с тех пор засыпал только под пиликанье музыкальной шкатулки. А повзрослев, частенько насвистывал ту же мелодию, вспоминают детки. Под шкурой монстра жил измучивший себя и других ребенок, которого только и можно было любить, заботиться о нем, забывая себя, и в конце концов простить и отпустить. Да и нешто ж Дин этого не знал? Всегда знал, еще крохой, когда уверял маму, что блудный папа ее любит, когда врал брату, что папа приезжал ненадолго на праздник, да с елкой, когда утешал крутого охотничка, положив ему на плечо ладошку. Знал, что дети сильные, что они должны жалеть и беречь старших, порой куда более слабых… Потому что других родителей брать неоткуда, кроме как из испуганных мальчиков, которые когда-нибудь подрастут. И если неизбытые детские обиды и страхи сделают их взрослыми монстрами – следующие поколения ждет та же участь, и дурная бесконечность некритичных повторений никогда не будет разорвана.
Оставалось лишь понять и принять это, до поры скрытое в глубинах собственной личности, знание.
Все, гештальт со щелчком закрылся; чудовище редуцировалось до бедного малыша, которому Дин всю свою жизнь стремился быть хорошим сыном, а был, по факту, скорее любящим папой. Оттого, быть может, Джонни и не чуял в Дине сына, в отличие от Сэма, и взваливал на него то, что не взваливают на детей, зато на больших и сильных родителей – можно. Как бы то ни было, Дин наконец отпустил его одной фразой: "Он делал все, что мог".
Говорит это, конечно, больше о Дине и его эволюции, нежели о Джоне и причинах его чудовищности. И хорошо говорит. -) Дин наконец вылущил ребенка из монстра (а ребенок не может быть монстром по определению), сознательно зачислил его в свой детский садик, принял на себя ответственность за его участь, которую частично сформировал, сам того не ведая, - и категорически запретил ее менять. Эта судьба и эта часть истории сделаны, из них уже проросло настоящее и растет будущее, они переписыванию не подлежат, зато переосмыслению – сколько угодно. Изменив взгляд на прошлое, меняешь будущее. И вообще наблюдаемое зависит от наблюдателя, уверяет квантовая физика. -)
это вопиющее нарушение ЕП, патология, уродовавшая и ломавшая детскую психику, на принципиально ином уровне взрослого демиурга трансформировалось
ОтветитьУдалитьЯ бы даже сказала – трансформировался сам ЕП. В прежнюю, до-личностную, эпоху эмоциональные взаимоотношения любви-ненависти между поколениями были скорее нормой. Бессознательное порождало потомство, заботилось о нем, повинуясь инстинкту, как могло, и ненавидело его, как можно ненавидеть только собственное отражение. Потомство платило взаимностью. В этом смысле отец Бобби и "отец" Бенни – близнецы-братья, а между заботой и ее противоположностью почти нет разницы – так любила Эми ее мама, так сама Эми любила сына, в итоге все равно выходили монстры. Зарождавшееся эго тоже было очень близко к монстрам – выделиться из толпы еще не значит стать личностью. Любовь строгая, разумная, созидающая под силу только сформировавшейся, осознавшей себя и мир личности, и эта любовь – признак нового мирового порядка, растущего вместе с демиургом. И хотя под ногами все то же чистилище, вокруг по-прежнему слишком много монстров, а в головах слишком много Идей и прочих незапоминаемых ангелиц, полку личностей неуклонно прибывает.
Итоговый вердикт – это, пожалуй, самое нелестное и в то же время самое отпускающее и самоосвобождающее, что когда-либо звучало из диновых уст в адрес Джона.
Да уж. Убойное резюме. Было ли сделанного достаточно? Нет. Мог ли Джон больше? Нет. И говорить не о чем. Констатация инвалидности. Самое важное в ней – нейтральность. Отстраненность, внеличностность. Дин отпустил – и его отпустило.
"Брошенность" папину он устранять не стал, а вот сообщить Джону, что его отец – герой, не отказался бы. Интересно, зачем. Для справедливости? Или чтобы поглядеть на реакцию? -)
Обиженный мальчик Джонни, став большим дяденькой, ни на йоту не изменил отношения к папиному исчезновению, продолжал культивировать младенческие фрустрации, мстил собственному малолетнему сыну за свое нищщастное детство
Все те же несрезанные корочки, ага. И паче того – обещанное папой, да так и не полученное наследство. Пацан-то младенцем уже не был, запомнил небось, что ему полагались какие-то секретики, да родитель коварно сгинул вместе с ними. А "что-то в крови" рвалось прочь от бытовой скучищи да требовало подтверждений избранности. Ну и месть, да. Бессознательно искал себе Джонни папу – чтобы отплатить за обиду, разделить с ним свои страхи и траблы, потребовать недополученной заботы и самоотверженности. И нашел – в сыне. А папа-то пал смертью храбрых много лет тому вперед…
от пламенного воспитательного спича об ответственности за семью, сиречь ребенка, в адрес дедули-идеалиста я едва не прослезилась.
-)) Дивная наглость. И где, спрашивается, была в тот момент карающая сковородка?
Динка, правда, сбежал от семьи не великих миссий для, а с великого перепугу перед собой, убивцей проклятым, да и почву для фрустраций постарался убрать. А отчитав дедулю, вскоре вынужден был скакать следом и сообщать о своей неправоте, ибо вызванный в том порыв немедля мчаться к сынишке грозил нешуточной флуктуацией, в которой исчезновение Винтов было еще не самым страшным последствием. Чрезмерная родительская самоотверженность – еще одна опасная склонность, которую Дин за собой знает, которая в свое время привела праведника туда, куда указывало пророчество, и заставила его пожалеть (но не пощадить) Эми Первую.
"Единственная" же семья (то бишь: единственная, которую Дин себе может позволить) все отчетливее осознается им как вериги – не рабская цепь, но добровольно возлагаемое на себя бремя аскезы, как говорили монаси, во усмирение плоти и покорение ея духом. -) Упражнение, конечно, весьма действенное, к тому же сей увесистый кусок косной материи исполняет, помимо спортивного отягощения, и другие важные функции: по нему можно мониторить среднее давление по универсуму и приближение штормов, кроме того, это еще и творческая сверхзадача преобразования неподдающегося булыжника во что-то путное.
Ну а семья настоящая – всесторонний союз равных личностей – Дину, по его нынешнему мнению, не положена. Во избежание флуктуаций.
ОтветитьУдалитьПорядочный, морально щепетильный, чистый помыслами, слегка инфантильный эзотерик-белоручка на пару с возлюбленной Идеей
Где-то так. Самая неприятная, особо подчеркнутая черта – сословное высокомерие, роднящее дедулю с ангелами, в том числе с Падшим. Даже за минуту до смерти Генри не преминул напомнить об особости Винчестеров, которые хоть и стали дворниками под давлением обстоятельств, но остались высшей кастой. Ну и очередной "особый" демон на хвосте – без этой "черной метки" Винчестерам никак. Каиново семя. -) Немудрено, что и Джонни, и Сэмми равно неуютно среди охотников и "мяса" – они ж белая кость, брамины, ёксель-моксель. С высоты, панимаешь, их происхождения разницы между королем и булочником не видать.
Но Идея – Идеей, а отсутствие каких бы то ни было упоминаний о бабуле чуток напрягает. Генри разведен? Вдовец? Завел сынишку от случайной связи? Или его супруга – навроде Джессики, безмолвно принимавшая все мужнины секретики и ночные отлучки и не шибко им (и сыном) замечаемая? И с ней Генри, знавший о наличии в мире материального и активного Зла, оставлял сына, уходя на свои собрания?
Сдается мне, что не слишком-то Дин верил в дедову белопушистость. Но ставка на один приличный подвиг себя оправдала. Генри тоже сделал, что мог, и, возможно, лучшее из того, что мог. А натворить худшего Дин не позволил.
Что он делал-то в эпе, дай Чак памяти? Глаза таращил, лоб морщинил, дамсель в полоне изобразил…
-)) Не, местами он был очарователен в своей предсказуемости. Например, когда развеселился, узнав, что суровый папа тоже чего-то боялся. Это так занятно – взрослые были испуганными мальчиками. Надо же. Кто вы, сэр, и т. п. Еще обмен пленными порадовал. Как заторопился бедняжка к Дину, по пути выражая сожаление дедушке за досадный инцидент и шепотом критикуя Дина за негуманное обращение с предком, - при этом, однако, громогласно отказываться от позорного обмена почему-то не стал… (Джареду – виват многократный!) И ведь ни на миг не усомнилось дитя, что разыгранная Дином и Генри для Абаддон сценка – правда. А чо, Дин за Сэмика и не на такое способен, правда же?
Некоторые вещи не меняются, as time goes by. -)
Зато мне ой как пондравилась отсылка к “Касабланке”
Отличная находка. Весьма ядовитая, между прочим. Начиная прям с названия. Нету, дескать, ничего нового под солнцем:
*The fundamental things apply
As time goes by.*
Не менее знаменитая цитата оттуда же - "Сыграй это снова, Сэм!" - тоже бы подошла. -) Потому что Сэм всегда готов. Снова и снова. Уж он главгероя косплеил-косплеил, утомленного войной ветерана изображал, даму в самолет с правильно поступающим пихал, а финал все равно скомкал – ни прощального диалога, ни тем паче "начала прекрасной дружбы". И где им взяться-то, прекрасным словам и чувствам, коли мальчег по-прежнему только себя слышит и празднует? А теперь вот он будет снова играть себя-избранного и прочее мочало…
Но это бы обеднило толстый пучок смыслов. Во-первых, некоторые хорошие вещи тоже не меняются – фундаментальные ценности демиурга, например, они же – ценности нового мира. Во-вторых, Сэмик у нас любитель сего сборника романтических штампов аж в третьем поколении, как оказалось. Пападжон, насвистывающий романтическую попсу, - новый штрих к образу (творцы все развивают характер Джона, совершенно не нуждаясь для этого в Моргане -)). Свистунов все больше, с разным репертуаром. Кстати, в "Касабланке" в роли второго плана отметился Петер Лорре – который "М", любитель детей и Грига. Ничего особенного он там, правда, не делал, только документы на выезд принес и сказал загадочную вещь: мол, я тебе доверяю, потому что ты меня презираешь…
Каждый раз думаю: авторы специально такие культурологические ребусы сочиняют, или это у них само получается? Наверное, и то и другое, в равных примерно пропорциях.
Говорит это, конечно, больше о Дине и его эволюции, нежели о Джоне и причинах его чудовищности.
ОтветитьУдалитьИстинно так. Помимо прочего, это отпущение явялет собой пример потрясающего великодушия. Фактически ведь Дин не с какого-то свежего угла-ракурса на папу взглянул (там все углы со всеми пауками изучены еще в детстве досконально), а, во-первых, осмыслил тот ракурс, в котором интуитивно смотрел на отца всю жизнь; во-вторых, полностью и окончательно очистил его от всего темного, мутного, мучительного и опасного, что на нем наросло многолетними папиными стараниями и отравляло-пожирало экзистенцию.
Взрослый монстр был реален не менее, чем прятавшийся в нем и, прямо скажем, весьма довольный своим укрывищем ребенок, но тень его более не довлеет над сыном. Тот, мне кажется, еще и масштаб изменившихся пропорций осознал, понял, что перерос и панический ужас превращения, и эпоху справедливых инвектив.
Колоссальный, этапный, очень долго готовившийся и абсолютно неизбежный шаг-прорыв на пути новой космогонии и развития Демиурга-Родителя-Воспитателя (хотя на фоне текущего динова состояния больше смахивающий на закрытие крупного счета перед… вояжем).
Бедный Сэмик, все рвущийся к победам над внешними супостатами добытыми извне средствами…
Динка, правда, сбежал от семьи не великих миссий для, а с великого перепугу перед собой
А дедуля вовсе побега не планировал, даже наоборот. -) И вообще, факты – вещь упрямая, а спрос коррелирует с ТТХ ответчика. Не, Динка все-таки красавец: в пылу выговора еще и голосок этак дрогнул от праведного негодования, хе-хе. -))
Фсе, молчу-молчу. -)))
Самая неприятная, особо подчеркнутая черта – сословное высокомерие, роднящее дедулю с ангелами
Вот первая ассоциация после просмотра была – нечто ангельское. А потом меня сомнения взяли: точно ли именно спесь и снобизм, а не законная родовая гордость и набор обоснованных претензий к охотничьему племени?
Но все-таки, видимо, первое. Озвученная претензия уже сама по себе занятна: правозащита нечисти, в исключительных случаях необходимая, была, похоже, у “буквоедов” в приоритете. В отличие от защиты каких-то там людишек, для которой, впрочем, жрецы, так уж и быть, скрепя сердце подкинут крохи с барского стола. Ибо от нечисти-то профиту поболе, ежели уметь ее готовить. Знакомая позиция.
Самое противное, что, сбрасывая грязную работенку на “чернь”, “аристократы” не ограничивались сбором, изучением и хранением инфы, а вовсю вкушали сливочки. Уж не для подстраховки ли они завели себе “элитный” охотничий отряд?
Генри, конечно, еще не окончательно закоснел в сословной гордыне, однако сына вплоть до динова втыка воспринимал прежед всего как наследника: узнав, что тот вырос безотцовщиной, папаша первым делом восскорбел о его потерянности для ордена. Да и потом, когда упрек Дина и сентиментальные чувства, вызванные просмотром дневника, погали его “исправлять ошибку”, все толковал о жизни, которой сынишка заслуживал…
Не, местами он был очарователен в своей предсказуемости.
ОтветитьУдалитьПлюс к перечисленному еще сурово критиковал горячо понимаемого папу – лишь бы поскорее и поближе познакомиться с многообещающим дедушкой.
А ноль реакции на поминание Люцифера? Дин аж в лице переменился и мгновенно насторожился, а этому хоть бы хны: знай себе рыцарей безмятежно характеризует. Оно ж все посторонее, и к Сэму не имеет никакого отношения.
Но, конечно, в сравнении со знакомыми ароматными низинами 8.14 все это имеет невинный вид детской игры в крысу.
Как заторопился бедняжка к Дину, по пути выражая сожаление дедушке за досадный инцидент и шепотом критикуя Дина за негуманное обращение с предком
-)) Еще вопрос, каково было процентное соотношение сердешных переживаний за Тортиллу и уплывающий с нею ключ. Но ни то ни другое не могло, разумеется, конкурировать со спасением своей шкурки. Дело же было не только в позорности обмена, но и в полученных от Ларри сведениях, о коих Сэм Дину ни словечком при обмене не обмолвился. Ибо чего стоит весь мир в сравнении с проблемами целого одного Сэмика? Ой, кажется, косплеемый герой говорил что-то иное, но кто ж им с Дином доктор, коль ума нету? -))
Пападжон, насвистывающий романтическую попсу, - новый штрих к образу
Встроившийся в портрет, как там и был. И не просто ведь попса, а нагруженная инфантильными душераздирающими коннотациями. Одновременно и успокоительная колыбельная, и постоянное растравление жалости к себе и обиды на родителя.
в "Касабланке" в роли второго плана отметился Петер Лорре – который "М", любитель детей и Грига. Ничего особенного он там, правда, не делал, только документы на выезд принес и сказал загадочную вещь
Точно, я и забыла про него. А он, между прочим, еще и немецких курьеров скромненько укокошил. Чего не сделаешь ради своей выгоды? -) Правда, Рик почему-то после этого изменил презрительное мнение об Угартэ, а тот не перестал ему доверять…
Но, конечно, в сравнении со знакомыми ароматными низинами 8.14 все это имеет невинный вид детской игры в крысу.
ОтветитьУдалитьО дааааа, коллеги... Честно, глянла в новую серию пока только одним глазком (и почти в самый конец - каким бы хеллхаундам сдать на поруки табунчик моих диссертантов!), но как-то уже сразу нехорошо сделалось... Радуйся, Динка, у тебя ж цельная комната своя теперь есть (и миска, и поводок) - разве в этом не щастье и не свет в конце туннеля? И семья тоже есть, да - вот такая вот единственная, на комплименты щедрая (вот не знаю уже, от Сэмовых эпичных и эпистемичных щедрот смеяться или плакать - Дин, похоже, остановился на реакции "кюхельбекерно и тошно", с чего бы да вдруг?).
О люцеморфных импликациях Сёминой бодрой "эпичной" риторики, и ещё более бодреньких представлений о цене спасениямира и т.д. - начать и кончить, какгрицца. И ведь не изолируешь енту бомбочку от ингерентных устремлений - ни упреждающим ходом, ни риторическими хороводами на тему тыжмозгсемьи, ни риторическими хроводами на тему своегособственногоникогданеиметого - видал он енто собственное, когда тут столько особосудьбезных плюшек в конце туннеля замаячило скопом (ау, 4-й сезон, хэллоу!) - нешто ж отдать некту яблоко, хоть он дерись.