29 июн. 2011 г.

Молчи, Оккам, ни слова, Крипке!

Вот здесь развернулось обсуждение одной из самых живучих дискуссионных тем канона - позывных в Стэнфорд, заставившее меня в который уже раз подивиться феномену неуемной страсти к апологетике - в нашем случае, естессно, практически всегда направленной на Сэма.

(На Дине-то адвокатские навыки фиг поупражняешь, скорее наоборот. Текст шоу, увы, дает прискорбно мало поводов для обоснованных наездов на него, тем самым злостно провоцируя на необоснованные -)).

Причем наиболее суетливо адвокатствуют отнюдь не сэмофилы. Те - во всяком случае, самые отпетые и честные из них, - скажем, данным конкретным вопросом вообще не заморачиваются, будучи свято убеждены, что Сэмик никому ничего не должен, и в любой момент времени имеет неотъемлемое право плевать на кого угодно, в том числе и (а то и в первую очередь) родичей.
Всю неблагодарную сэмодицейную работу делает публика посовестливее, о коей и речь. Эти уже не могут безмятежно и с урчанием принимать Сэма таким, каков он есть; кой-какие его деяния и элементы поведения они оценивают-таки как несимпатичные.

Но, Чаке, сколько энергии, достойной лучшего применения, они бросают на изобретение удобоваримых для них экскьюзов и "объяснений" этих поступков и этого поведения, на попытки попристойнее (опять-таки с их точки зрения) загримировать неприглядности сочиненными сущностями - только бы, только бы не допустить всерьез стррашной крамолы, что Сэм таки - "нехороший"! -)))
Разумется, попытки эти закономерно оборачиваются медвежьей услугой. Меня, например, крайне позабавило предположение, что маленький, 18-22-летний Сэмми наивно верил в неуязвимость папы и брата, отчего и не волновался за их шкуры. Это, господа присяжные заседатели, уже клиника какая-то вырисовывается. Не надо Сэма инфантилизировать, он и сам справляется!

Все прочие измышления, сводящиеся к: "Сэм перестал брать трубку после нескольких разговоров на повышенных тонах, и ваще ему подростковая гордость мешала", и вовсе ничем принципиально не отличаются от канонного варианта, при этом, по мысли их авторов, они Сэма, в отличие от злого канона, почему-то оправдывают. о_О Ах да, наш же студент, по одной из версий, "на стены лез" от беспокойства за семью. Но трубку все равно мужественно не поднимал. Да, это многое меняет. -))))
До какой только казуистики не доходят небезнадежные, в общем-то, люди в стремлении отмазать... А кого, собственно? Ведь даже не номинального кумира.

Их главная проблема - в сугубой избирательности восприятия и оценок, их нравственные и мыслительные фильтры не пропускают лишь самые крупные, вопиющие гадости. Все остальное, увы, проскакивает без задержек.
В результате "мозг взрывается", диссонансом пучит - но нет, не смеют сделать следующий напрашивающийся логический шаг, в ужасе застывают, как у барьера с флажками, перед простым, изначально предъявленным и в дальнейшем последовательно подтверждаемым каноном фактом: Сэм - капризный, избалованный, себялюбивый, эгоцентричный, равнодушный к близким вечный тинэйджер.

В результате "Сэмми первых сезонов" (тм) - чуток, душевен и, несмотря на отдельные простительные взбрыки, полон бескорыстной любви к брату; претензий к нему, окромя злосчастного неотвечания на звонки, никаких; а это самое неотвечание благополучно объявляется... совершенно верно, ляпом сценаристов. Вот прям с первых же минут шоу ка-ак ляпнули авторы уродливой кляксой на безоблачное небо эпиклавы - бедные фанаты уже тонны моющих средств на нее извели, замаялись. -)))

Мне, правда, решительно непонятно, почему при таком раскладе в данном обществе не считаются ляпами и не вызывают диссонансов, скажем, теплый прием, оказанный Сэмом Дину во время эпической встречи, или не изменившееся с 13 до 28 годков отношение к побегу во Флагстафф и полное отсутствие в течение этих же 15 лет даже проблесков понимания, каково тогда пришлось Дину, или отвратительное выкобенивание в ответ на просьбу о Рождестве (более того, именно середину 3-го сезона одна из собеседниц настойчиво предлагает в качестве доказательства хорошего отношения Сэма к Дину -)), и многое другое.

Про 2-ой сезон, где Сэм всего-то-навсего довел Дина до экзекуции детки, спесиво учил чтить папину память, обвинял в маниакальной тяге к убийствам, очередным блажным побегом уничтожил очередной мириад диновых нервных клеток и подставил под нападение Гордона, а также развлекался прочими мелкими, сравнительно безобидными непотребствами, - так вот, про 2-ой сезон, этот золотой эпиклавный век, я даже не спрашиваю.

И да: наиболее каноничный момент фика, ставшего, собственно, поводом к коллоквиуму, предсказуемо объявлен клеветой на Сэма. -)

12 комментариев:

  1. Спасибо, поржала. -) Помню, сам фик пробежала глазами и забыла, как еще один из череды сэмодицейских домыслов. Но диспут - эт да-а... О, сколько нам открытий чудных готовит шоу пересмотр! -))
    (Кстати, давно я сим благим делом не занималась. Первые-то сезоны пока в голове не меркнут, а вот 5-6-й тщетно взывают... эх.)

    Помимо прочего, тут и технология изготовления фанона очень отчетлива. Только частота переспросов на тему: "А в какой серии это было?" и удивленные возгласы типа: ой, цитата из такого-то эпа мне перевернула картинку... - подводят к мысли: почему бы диспутантам перед обсуждением персонажей не посмотреть, собственно, сериал? -))

    Хотя - заявлено, что "для меня канон - это первые три сезона". А прочее - уже неканон, значить. Или канон, но "не для меня". Возможно, потому, что в этом "для-меня-не-каноне" слишком внятно растолковываются некоторые "сценарные ляпы"? Например, в сэмкиной беседе с совестью в 4.21, в 5.16 или в образе сэмулякра, который, конечно же, ни разу не "настоящий" Сэмми, и поэтому его забота о брате в 4.01 и 6.09 принципиально различны. -)

    Дополнительно порадовали хвалы пападжонову воспитанию. Тоже не новость, конечно, но всегда приятно. -) Кстати, прочла на днях фик "Cry in the Night" (http://nat-spn.livejournal.com/51031.html); ничего особенного - стандартный херт-комфорт, упертый Дин стрррадает физицки и морально, чуткий Сэм его заботливо опекает... Но сквозь это стоило продраться, чтобы полюбоваться редким для фандома изображением любящего - ну очень любящего! - папаши во всей красе.

    И монстрик там знатный, в тему.

    маленький, 18-22-летний Сэмми наивно верил в неуязвимость папы и брата, отчего и не волновался за их шкуры
    -)) Сэмми у нас всегда маленький, это святое (поэтому его свобода выбора и прочие неотъемлемые права даже не обсуждаются). Он просто высокий, да. Касаемо же веры... 1.22 - "Если отец уже мертв, тем больше поводов отомстить". 2.13 - "Ты всего лишь человек". 3.08 - 8-летний Сэмми рассудил здраво: "If they got mom, they can get dad. If they can get dad, they can get us". Эти свидетельства сэмкиной неколебимой веры в мощь и неуязвимость родичей (а заодно и беспокойства ЗА НИХ, а не за себя) - даже в пределах трехсезонного "для-меня-канона". Отсюда, собственно, проистекли сэмкины побеги как за "безопасной жизнью", так и за "силой".

    "на стены лез" от беспокойства за семью. Но трубку все равно мужественно не поднимал. Да, это многое меняет
    Не говоря о такой махонькой детальке, как кусочек сэмкиной студенческой жизни до визита возлюбленного брата, показанный нам еще в 1.01. Чой-то не помню там Сэмика на стенках. В отличие от задекларированного нежелания сообщать родным что-либо о своей жизни. Ну а с появлением Дина, известившего об исчезновении отца, Сэм вообще забегал по стенкам с невиданной интенсивностью, переживая за родителя... -))

    в ужасе застывают, как у барьера с флажками, перед простым, изначально предъявленным и в дальнейшем последовательно подтверждаемым каноном фактом
    Занятнейший вопрос: "Почему?", видимо, уже относится к сфере не искусствоведения, но психологии. Бетризация, как и было сказано... -)

    Вот оно, дивное в своей прямоте:
    "...я не могу найти объяснения, кроме того, что он нехороший, мягко говоря, но при этом очень хочется найти другое объяснение, но пока не получается"...

    И дальше все дружно ищут другое объяснение. Потому что "очень хочется". :lol:

    наиболее каноничный момент фика, ставшего, собственно, поводом к коллоквиуму, предсказуемо объявлен клеветой на Сэма
    Это *трусливое* прекращение переписки из страха, что Джесс застукает? О да, Сэмми же в "Пилоте" четко заявил, что от невесты у него, храброго, нет секретов! -)) Более того - он семью любит, на стенки за нее лезет и совершенно ее не стыдится, не говоря уж о ненависти. Привет доку Элликоту, пролившему мерцающий свет на истоки сэмкиного вольнолюбия.

    ОтветитьУдалить
  2. Olive

    Спасибо большое (уже в который раз!) - за восхитительную наводку.

    Каюсь, до конца обсуждамса АсИлить не смогла - но общие векторы ясны.
    В принципе, думается, наблюдаем причудливую когнтивную мутацию фанфикшена, экстраполируемого

    на канон и фанона, экстраполируемого туда же. Канон, как таковой, в подобной рецепции,

    разумеется, не ночевал - на седьмом году развёртки шоу в том числе.
    При этом, что характерно - фанфикный интерпретативный ракурс пытаются осмыслить с точки

    зрения фанона - на коем основании утверждая, что фанфик - ни разу недостоверен. Откуда такое

    могло взяться?! Что характерно - в точке исходной посылки, каковая в фанфике как раз таки из

    него самого - из канона.
    (Обсуждаемый фанфик, с точки зрения канонной концепции "Стэнфордской эры" - разумеется,

    небезупречен; вот кабы тем, чем закончен - начинался: храбрым эпичным делитом Диновых

    звонков и смс-ок - тады б претензий у меня лично не было; правда, это был бы очень-очень

    коротенький фанфик :)) Ну дык, и канон на этот предмет всего парой фраз обошёлся - и все,

    почему-то, об *отсутствии* обратной связи от Сэма в Стэнфордскую пору, а никак не о душевных

    его терзаниях на почве желания эту связь поддерживать).

    Особенно феерично доставляют формулировки навроде "можно ли фразу из Пилота считать

    каноном?", "канон для меня закончился на середине 3-го сезона" и "в моём личном каноне".
    Про "сценарный ляп" - вообще молчу.
    Ибо разумеется, интродукция характеризации и диспозиции персонажного

    взаимодействия,осуществляемая в одной из самых прагматически сильных позиций

    текстопространства - в начале - никаким боком к концепции оного текстопространства

    относиться не может. Каким, спрашивается, образом - если не вписывается в "личный канон"?!

    Вот надо же - не думала, что фандомных персонажей уже на полставки в съёмочную бригаду берут

    - канон творить.
    Про закончившийся на полдороге повестоввания канон и начавшееся непойми что - и вовсе

    говорить неловко. Ибо где ж это видано, чтобы авторский произвол так филигранно каждую из

    заявленных изначально (вот прям с неканонного Пилота) ниточек растянул-протянул и вытянул.

    Куда-то вдаль от "личного канона". Ах, ну да, в Пилоте ж - сценарный ляп на ляпе, ляпом

    погоняют. И авторы, ничтоже сумняшеся, именно эти ляпы в характеризации Сэма почему-то

    разворачивать в люцеферно-бездушные масштабы принялись, а отнюдь не канонные качества,

    как-то эпичная заботливость о семье, трепетность и тонкая душевная организация.

    /сколько энергии, достойной лучшего применения, они бросают на изобретение удобоваримых для

    них экскьюзов и "объяснений" этих поступков и этого поведения, на попытки попристойнее /

    Ну дык! Это ж святое дело - Сэму экскьюзов насочинять! Что в Пилоте, что после. И да, к

    вашему сведению, демонскую кровушку пить - хорошо и можно, особенно, если с горя и по

    благому поводу. А РобоСэмом быть и вовсе почётно - ибо не со зла, а по чужому недомыслию.

    Волна апологетик и экскьюзов Стэнфордской эры особенно взметнулась после 5.16 - когда уж

    совсем безабиняково прописано было, насколько изумительно Сэма характеризует подобное

    "свободомыслие". Тем удивительнее наблюдать за апологиями допилотного Сэмми сейчас, когда по

    факту уже ясно, насколько "заботило" Сэма благосостояние Дина в Стэнфордскую эру, насколько

    до лампочки были необходимость/желание общаться с братом, насколько глубоко безразличны и

    неочевидны эпичному Сэмми эмоциональные реакции близких на реализацию своих хотелок (и это,

    после Ильчестера-то!). В свете чего особенно умилительно выглядят озвученные в подопытной

    дискуссии посылы: ну не мог же Сэм совсем трубку не брать ни не беспокоиться о семье!

    Сценарный ляп сие и ересь неизбывная. М-дааа...

    ОтветитьУдалить
  3. /Меня, например, крайне позабавило предположение, что маленький, 18-22-летний Сэмми наивно

    верил в неуязвимость папы и брата, отчего и не волновался за их шкуры./

    Угу. Меня тоже! Это Сэмми, который с 12 лет "в горящие избы" входил и от жизни такой в

    *безопасный* Стэнфорд сбежал - в неуязвимость верил? Ага. Ах, ну да - сам же Дину и сказал,

    что де батя где-то накушамшись виски, шо ему сделается. А потом - прослушал батино

    сообщение, съездил на охоту, на которой чуть сэмолично с брательником не погиб, увидел, что

    батя, побросав семейный бизнесс куда-то дал дёру и... спокойно вернулся назад в безопасную

    жизнь. Продолжая верить, надо полагать, в неуязвимость папы и брата.
    А потом - мечтал вернуться в Стэнфорд и снова забить на семью, уже после того как брата едва

    не схоронил. Видимо, окончательно уверовав в оного неуязвимость.
    Воистину, никто так не припечатает Сэма во всей неприглядности, как особо совестливыефаны...


    /Но трубку все равно мужественно не поднимал. Да, это многое меняет. -))))/

    Так Сэм у нас вылитый пападжон или где? Тот тоже трубку мужественно не брал и за стенкой

    мужественно прятался - всё от неизбывных переживаний за горячо любимую семью. Иные фандомные

    сегменты поди с этой позиции сдвинь!

    /но нет, не смеют сделать следующий напрашивающийся логический шаг, в ужасе застывают, как у

    барьера с флажками, перед простым, изначально предъявленным и в дальнейшем последовательно

    подтверждаемым каноном фактом: Сэм - капризный, избалованный, себялюбивый, эгоцентричный,

    равнодушный к близким вечный тинэйджер./

    Угу. И самое удивительное, что, повторюсь, подобная когнитивная "пугливость" продолжается

    уже на момент конца 6-го сезона. Когда подробно и системно опровергнуты исходные

    преконцепции, сорваны маски, прописаны до "ять" характеризационные принципы (включая и

    принцип подобия Люциферу, который, отчего-то зело радовался настремлениям Сэмми прочь от

    семьи, завещал всячески их культивировать и никак сии навострения лыж не связывал с глубоко

    гнездящейся в Сэме заботливостью и тревогой о покидаемой семье). Про подвиги РобоСэма и как

    они высвечивают формат характеризации Сэма цельнооформленного, а заодно и про подвиги Каса

    на почве семейной лояльности - почему-то отчего-то идентичные Сэмовым - и вовсе умолчим.

    Хотя да, это ж всё в каком-то неканонном сегменте шоу имело место быть. А канон почил в бозе

    три сезона назад... Правда, в такм случае - канон умер, да здравствует канон, нет? :)

    ОтветитьУдалить
  4. Думается мне, злую шутку с рецепцией Сэма по-прежнему играет его парадигмальная и

    интерактивная сопряжённость с Дином. Сиречь - раз с Дином "на одной стороне" - стало быть не

    может быть "плохим". А то, что эта "одна сторона" обеспечивается чем далее, тем более

    искусственно и болезненно для Дина, что точки соприкосновения/унификации у братьев чем

    дальше - тем более формальны, что не раз, и не два, и не три Сэмова система ценностей и

    этических доминант на макро- и микро-уровне повествования вступает в оппозицию/конфронтацию

    с Диновой, каковая, в свою очередь, последовательно прописывается *приоритетной* для шоу в

    целом.
    И, наконец, в глухой когнитивный игнор отправляется тот нюанс, что достоверно перечисленная

    Вами система Сэмовых характеристик (капризность, инфантилизм, эгоизм, равнодушие) - не

    делает его вселенским злом. Так, по-мелочи... Лютику, там, уподобляет, или к бездушию

    приравнивается... Что, снова-таки, само по себе - не преступление. Просто - несимпаШно зело

    со стороны смотрится. Вот и рождается когнитивный диссонанс: Сэм же ж "за наших" - а такой

    нефэншуйный. Значит, нужны объяснения и ракурсы, которые бы нефэншуй сгладили и заутюжили. А

    где их взять? В каноне - нету и/или исчезающе мало. Выходит: либо канон - сценарный ляп и в

    топку его, либо объяснения где-то во внеканонной сфере обретаются, просто времени экранного

    не хватило - изобразить. Последнее - даже лучше, ибо недоказуемо.

    /Вот прям с первых же минут шоу ка-ак ляпнули авторы уродливой кляксой на безоблачное небо

    эпиклавы - бедные фанаты уже тонны моющих средств на нее извели, замаялись. -)))/

    :)))
    Самое возмутительное, что бездари-авторы, почему-то, именно из этой кляксы норовят развести

    муть по светлому Сэмову образу вот уже 6-ть сезонов подряд. Тема "обратной связи" постоянно

    кодируется всё в тех же первичных терминах Пилота: "would you have picked up the phone?".

    Что далее в 1-м сезоне (не вызывающем нареканий в подопытном тексте) - при чём, не только

    для характеристики Сэма, но и папыджона, чтоб уж наверняка, что во 2-м, что в неканонном 4-м

    (эк Сэмми предусмотрительно номерочк-то сменил), и совсем уж еретическом 6-м. Отчего,

    интересно, именно у *бездушного* Сэма пришлось, для закрепления материала, спрашивать

    "трудно было позвонить?" Хотя да... К 6-му сезону авторы ж совсем в какой-то апокриф аушный

    ударились...

    ОтветитьУдалить
  5. /решительно непонятно, почему при таком раскладе в данном обществе не считаются ляпами и не

    вызывают диссонансов, скажем, теплый прием, оказанный Сэмом Дину во время эпической встречи,

    ... или отвратительное выкобенивание в ответ на просьбу о Рождестве (более того, именно

    середину 3-го сезона одна из собеседниц настойчиво предлагает в качестве доказательства

    хорошего отношения Сэма к Дину -)), и многое другое./
    /Про 2-ой сезон, где Сэм всего-то-навсего довел Дина до экзекуции детки, спесиво учил чтить

    папину память, обвинял в маниакальной тяге к убийствам, очередным блажным побегом уничтожил

    очередной мириад диновых нервных клеток и подставил под нападение Гордона, а также

    развлекался прочими мелкими, сравнительно безобидными непотребствами/

    В этой же связи, решительно неясно, почему не усугубляет диссонанс решительный возврат Сэма

    в Стэнфорд по факту выяснения, что папке-таки, видимо, грозит опасность и Дин не пряники по

    ходу поисков уплетать собирается; а так же умилительные намёки, что эпичный Сэмик за 22 года

    жизни *ни разу* не поинтересовался, каково было Дину, когда не стало мамы. Так же, в

    концепцию трепетного Сэма, видимо, без потери смысла вписываются попытки горячё любимого

    брата то убить с железобетонными формулировками "свободолюбия", то бросить на подступах к

    потенциально опасному делу (ибо других в семейном бизнесе не водится - к середине сезона уж

    должен был бы уяснить!), то обратно вычеркнуть из жизни опосля закрытия гештальта

    [глобальная месть и деланье хоть чего-нибудь] по причине братовой имплицитной

    "недочеловечности" ('I'll go back to school, be a real person again' - 1.16 до сих пор одна

    из самых эмоционально жутких, с точки зрения резонанса по Дину, для меня лично серий), то

    гневно упрекнуть брата в том, что "вытащил из колледжа"/из горящего дома (это под конец

    сезона, в котором, якобы, упрочается Сэмов тугезерно-эпичный настрой, ага). И это - только

    1-й сезон...

    Во втором сезоне - ага - кроме всего, вами перечисленного, ещё и чУдные требования себя

    убить, если что (это наблюдая вплотную за тем, до какого сумашествия Дина доводит батюшкино

    завещание); и заявления, что, мол - хошь меня спасать (а куды ж ты денешься?!), изволь к

    ноге, но в качестве спасителя - ты мне недостаточен и не устраиваешь, ибо "всего лишь

    человек".
    Упускается из концепции "золотого века" так же тот любопытный факт, что под конец сезона -

    якобы, знаменовавшего упрочение братства - Дина почему-то посещают видения о братском

    равнодушии и отсутсвии братства как такового, вне контекста охоты. С чего бы? А уж Сэмова

    реакция в 2.20 (зачастую приравниваемая к манифесту эпиклавы) - и вовсе феерична по сути:

    вот, хорошо, что таки охотимся и нет у тебя никакой другой жизни (читай - кабы не охотились,

    таки не было бы братства; и что ж это за эпичный тугезер такой и эмоциональное единение,

    которые только на общности профессиональной деятельности и держатся? вопрос риторический,

    ага).

    ОтветитьУдалить
  6. Раздолбанная Детка - и вовсе многофункциональный символ с дальним прицелом, как выясняется:

    да, Сэмми настоял не сдавать на свалку - но *сам* же довёл Дина до крайней точки, вынудившей

    едва-едва наметившийся ремонт свести на нет. И сам-один Дин потом по кусочкам собирал разбитое

    пуще прежнего вдребезги с подачи любимого брата. Такой вот пролонгированый линейный спойлер

    на братское взаимодействие, почитай, со времён дарения кулончика.

    Унутрь 3-го сезона тоже немало всего вкралось - мимо радаров когнитивного диссонанса: кроме

    приснопамятного Рождества, чудесные раздражения Сэма на Динову жертву душой, беседы о Дине с

    демонами (и их результаты), требования "стать снова моим братом" (читай - перестать психовать, ибо ты вот на курорт навострился, а мне после тебя - жЫть и стррррадать, так что ноги в руки - и повышай мне сэмочувствие), систематические напоминания (себе и брату), что Дин уже не жилец - это при декларируемом намерении Дина спасти и при возмущениях, что Дин-де спасаться не хочет. Про хороводы с Руби в этом же, последнем *каноничном*, по версии подопытного текста, сезоне - и вовсе молчу. Интересно, а чем отклик Сэма на подкаты Руби образца 3-го сезона менее каноничен, чем аналогичный МО образца 4-го? Видимо, дифференцированый, фрагментарный канон - эт не для среднестатистического ума - за разум заходит)...

    ОтветитьУдалить
  7. Mirra
    сам фик пробежала глазами и забыла, как еще один из череды сэмодицейских домыслов
    Фичок, конечно, пустяковый, но таким уж сэмодицейным он мне не показался. Насильственно прописанная Сэмику тоска-кручина по брату осталась на уровне авторской декларации, никоим образом не проявляясь в поведении героя, которое, в свою очередь, довольно вхарактерно. Снисходительное участие в инициированном Дином обмене СМС-ками, в конце концов оборванном Сэмом... Вполне верю и не вижу противоречий с каноном. Поэтому я так и не уяснила, что в фике так воодушевило переводчика, искавшую как раз таки чего-то оправдательного для Сэма. Ну, ей там все быстренько и популярно разъяснили, после чего великий вопрос вновь оказался открытым. -))

    частота переспросов на тему: "А в какой серии это было?"
    А, эт да, неизменно доставляет. Увы, я уже свыклась с отменным знанием аудиторией матчасти. Никогда не забуду, как посреди очередного диспута была потрясенно спрошена: "Вы что, помните все серии?!" -)))

    8-летний Сэмми рассудил здраво: "If they got mom, they can get dad. If they can get dad, they can get us"
    Да и: "Это он думает, что герой" исчерпывающе характеризует мнение юного Сэмми о братнем мифическом суперментстве (как и о подлинном героизме).
    Еще из серии "удивительное рядом": оказывается, "Да, ты Бэтмен", кое Джаред мимически и интонационно оформил совершенно недвусмысленно - как пренебрежительный сарказм, кто-то расценивает как завуалированное шуткой восхищение Дином - отправляя, разумеется, в мусорку весь прочий восхитительный контент.
    Чуден зритель в любую погоду.

    кусочек сэмкиной студенческой жизни до визита возлюбленного брата, показанный нам еще в 1.01. Чой-то не помню там Сэмика на стенках
    Меня особенно впечатлила версия о том, как при каждом последующем звонке Сэм облегченно вздыхал насчет предыдущего (мол, тогда худшего не случилось), но при этом на текущий звонок все равно не отвечал. :crazy: У меня чуть коллапс мозга не случился при попытке постичь логику этого построения. Да, на Сэма в Пилоте жалко смотреть - до того извелся, бедняжка. Но дражайшие родичи нипочем не должны были догадаться, как младший за них волновался. Умереть, но не догадаться! -)))

    ОтветитьУдалить
  8. Занятнейший вопрос: "Почему?", видимо, уже относится к сфере не искусствоведения, но психологии
    Безусловно, оттого задавать этот вопрос бессмысленно. Единственный ответ, который люди могут дать, ими уже даден: не вписывается, вишь, не берущий трубку Сэм в образ, сложившийся у них в головах в результате оччень внимательного и вдумчивого просмотра. И то сказать: канон и фанон - отнюдь не инь и янь, это две вещи несовместные. Стоит ли удивляться, что Сэм, "связавшийся с демоном, чтобы спасти брата любой ценой", уживается с Сэмом, похоронившим рекомого брата перед походом на перекресток, еще хуже, чем сэмовы паззлики между собой?
    (Подкинуть, что ль, присяжным вопросец насчет похорон? Дык, боюсь, в глоссолалию впадут, подобно стругацкому Вэдру -))).

    Сдается мне, причины нашей немедикаментозной бетризации (одним из признаков которой, кстати, является и уже отмеченное здесь ранее тяготение к цикличности событий и неизменяемости характеров) довольно элементарны - умственная и душевная лень, стремление к упрощенному и уплощенному восприятию текста, к минимизации энергозатрат во время и после просмотра...
    На этом фундаменте и созидается фанон, цель и смысл которого - божок по имени Психологический Комфорт потребителя.
    Воображать, будто наблюдаешь за приключениями двух молодцев, во всех отношениях замечательных (иной раз и ошибающихся, а как же - иначе пресно), не нуждающихся в работе над собой, обожающих друг дружку (милые бранятся - только тешатся), геройски преодолевающих козни падающих с потолка супостатов - это ж все гораздо проще и приятнее, нежели вгрызаться в непростые и, что еще хуже, разрушающие сладкие мифы и зачастую нелестные для личного самолюбия месседжи шоу.

    WaterFowl, ох... Спасибо за по обыкновению интереснейший комментарий. :heart: С удовольствием прочитав, принуждена с печалью сознаться, что 12-часовой рабочий день не оставил мне возможности на него ответить. -(

    ***

    Ой, заглянула в продолжение банкета. С приходом вменяемого человека народец занервничал и принялся разоблачаться: всплыли "живые люди", которых не суди да не судим будешь, "полная гамма человеческих чуйств", испытываемых Сэмом к Дину (и ведь недалече от истины - широк Сэмка, аки Миргородская лужа -)) и прочие ужасы толерастии, за коими - все она же, неизбывная-верная-вечная любовь к себе и своим тараканам.

    ОтветитьУдалить
  9. WaterFowl
    Канон, как таковой, в подобной рецепции, разумеется, не ночевал - на седьмом году развёртки шоу в том числе.
    Хо-хо! Седьмой год шоу в тамошней системе координат означает "четвертый год неканона", а кворум - из тех, кто давно уже с головой ушел в приятнейший мир популярных пейрингов, занятных АУ, кроссоверов и прочая. СПН для них лишь источник вдохновенья да некоторых художественных деталек, с которыми так здорово играться. Вне фанонного мира, в качестве сложного самоценного произведения, чаков опус их не интересует в принципе - судя по высочайшему уровню знания матчасти и страстному желанию понять авторский посыл даже в ущерб собственным предустановкам. -)

    Особенно феерично доставляют формулировки навроде "можно ли фразу из Пилота считать каноном?", "канон для меня закончился на середине 3-го сезона" и "в моём личном каноне".
    Про "сценарный ляп" - вообще молчу.

    Народ честно путает понятия "канон", "высшая Истина" и "мое мнение". Заметно явное желание объявить все три синонимами. -)) Тоже привычный фандомный вывих.
    Снова-таки очень напоминающий мне некоторые тенденции в зарождении и развитии религий. Там тоже канон утверждают фанаты, отобрав фики на свое усмотрение. -)

    не думала, что фандомных персонажей уже на полставки в съёмочную бригаду берут - канон творить.
    Ну как же - Бекки и компания из 4.09 в творении таки поучаствовали. -))

    самое удивительное, что, повторюсь, подобная когнитивная "пугливость" продолжается уже на момент конца 6-го сезона. Когда подробно и системно опровергнуты исходные преконцепции, сорваны маски
    Так как раз ничего удивительного. Чем настойчивее творцы разъясняют, ху есть ху в их эпично-любовной истории, тем пугливее делаются зрители, тем больше плачутся на бёрбанкских бездарей и на то, что "винцест умирает" (с). Рушится же "личный канон", на глазах песочком осыпается! А то, что обнаруживается под ним, в "неличном неканоне", очень уж неприглядно и загоняет умильную "любовь к любви" по-херувимски в пятый угол. Вы думаете, почему "канон" у этих фанов обрывается так вовремя - в 3-м сезоне, где Сэм под благовидным, канеш, предлогом, но все же целеустремленно и осознанно движется в вожделенное болото? -))

    Дальше ведь вообще идет ужас-ужас: наркомания, потемнение, дьявольское подобие... И это все о нем, о мальчике-зайчике, так любящем свою семью? Да быть такого не может! Значит - отсечь лишнее и продолжить радоваться эпиклаве, творчески восполняя ляпы тупых авторов. -)

    раз с Дином "на одной стороне" - стало быть не может быть "плохим". А то, что эта "одна сторона" обеспечивается чем далее, тем более искусственно и болезненно для Дина, что точки соприкосновения/унификации у братьев чем дальше - тем более формальны Пожалуй. Хотя вряд ли это сэмоизмерение "по Дину" осознается фанами, как и самим Сэмом. Он же у нас во мнении народном сам по себе мозг семьи и моральный компас, поучающий примитива-социопата. Искусственность и болезненность тоже не на кусте в "неканонных" сезонах выросли - они заданы прямо с "Пилота", с того самого великого: "Какого черта ты здесь делаешь?", и никуда не деваются всю дорогу. Ни в "канонных", ни в "неканонных" сезонах. Охота и навыки, вбитые батиной муштрой, - вот и все точки соприкосновения. С самого старта между братьями расцветает цельная клумба жестких, принципиальных разногласий - и с самого старта они привязаны друг к другу насильственно: Сэму не обойтись без Дина в поисках папы, Дин же не вышвырнет братика из Импалы, когда за малышом присматривать надо. Как бы больно тот ему ни делал, сам того не замечая.

    Ну а вслед за Сэмом - не замечают и фаны, конечно же.
    Тут за истекшее время ничего не изменилось. Ни в качестве братского "тугезера", ни в фильтрованном фанатском восприятии оного. Ни даже в построении сезонной фабулы.

    ОтветитьУдалить
  10. Вот и рождается когнитивный диссонанс: Сэм же ж "за наших" - а такой нефэншуйный.
    Именно. -)) В свое время (давно) я доставала сэмофилов вопросом, отчего бы им, по примеру Дина, не любить Сэма таким, каков он есть, - раз они его выбрали сердцем. Не приписывая ему отсутствующих достоинств, не сочиняя адвокатских речей, просто принять его целиком, со всеми его большими и малыми недостатками, с весьма средними достоинствами и проистекшими из всего этого косяками. А мы его и любим таким! - отвечали те и тут же принимались рассказывать, какой Сэм чудесный, несчастный и как неправильно злые хейтеры понимают его мотивы с экскьюзами... -)))

    Последнее - даже лучше, ибо недоказуемо.
    Да и первое не шибко доказуемо, зато второе открывает широкие возможности для любовно-толерастичного творчества. Ну да, влюбившись в эдакий феномен, просто невозможно хотя бы не попытаться приукрасить и оправдать его. А заодно и собственный выбор. -) Поэтому в очень многих, даже близких к канону фиках Сэм грешит ООСностью - по закону компенсации. Его действительно трудно выписывать канонным - он какой-то... ускользающий. Как блоха. Поди поймай. Сэмофилам с толерастами проще, они и так видят Сэмичку в нежно-розовом свете, а честным авторам, пытающимся не погрешить против объективной сэмовой мелкотравчатости и в хейтерство не скатиться, туго приходится. Я так думаю. -)

    Допускаю, что и винцест частично произрос из той же жажды фанатской компенсации - как восполнение острой нехватки тугезера, будто бы обещанного сюжетом, да так и не случившегося. Во всяком случае, винцестные коды после мальчиковых ссор или расставаний - обычное явление. Типа, пущай хоть так друг друга полюбят, ежели по-другому не могут... -)))
    Сугубо женский способ замять конфликт.

    Кстати, совершенно дивный диспут об авторских правах разразился здесь: http://www.diary.ru/~teen-fan/p163559812.htm. Есть и ссылочка на дискуссию у Камши по той же теме. Самое упоительное – что в апологетах постмодернистского девиза: "Все вокруг колхозное, все вокруг мое" тоже ж не злодеи собрались. Они честно не врубаются, почему низзя пользоваться чужим, если оно лежит на виду и злой собаки рядом нету. При сем, оказывается, права авторов на собственные миры и героев – совсем не то, что права фикрайтеров на авторский мир и заимствованных героев: первые – формальность, вторые – священны. -)

    Вот и растут "личные каноны" как грибы. И распространяются, и объединяют, фактически, новые фандомы, пока еще корректно именуемые сегментами фандома исходного, но уже имеющие исчезающее малое отношение к исходному произведению. И бурно обсуждают-осуждают авторов исходника за "сценарные ляпы" и "слив" (сюжета, персонажей и т. п.), на полном серьезе воображая себя хранителями Канона, а тех, кто его, собсно, сочинил, - бездарными подражателями и исказителями.

    "щас мы не просто придумаем, как нам нравится (что, по-моему, не возбраняется и невозможно запретить, как любой полет мысли), так еще и скажем, что у нас лучше, правильнее и правдивее, чем у автора. точнее, у автора вообще неправильно". (с)

    И еще гениальная ремарка: "Бывает, читатели начинают с фанфикшна и им же заканчивают. Они не читают оригинал". (с)

    Феерично; рекомендую – вдруг пригодится к форуму. -)

    Тема "обратной связи" постоянно кодируется всё в тех же первичных терминах Пилота: "would you have picked up the phone?"
    Ага. Но и не только в них. Вообще тема связи интересно проходит сквозь шоу. Неотвеченные звонки – как знак беды (1.11) или эгоизма (Джон здесь задает мотив, Сэм успешно подхватывает: Стэнфорд, исчезновение с радаров во время "каникул" – что после 3-го, что после 5-го сезона, 4.14, 4.21). Дорога со встречным движением, помянутая в 1.08, в 5.05, в 5.16. Тема лжи, вплетающаяся сюда же, - скрытность, обман, подлог (2.14, 3.15, 4.15, 4.22, отброшенный Дином, точно гадюка, телефон Сэма в 4.14).
    А дальше - телефонные контакты-неконтакты Дина с Брэйденами в 6-м сезоне…
    Тоже есть о чем в охотку подумать. -)

    ОтветитьУдалить
  11. 'I'll go back to school, be a real person again' - 1.16 до сих пор одна из самых эмоционально жутких, с точки зрения резонанса по Дину, для меня лично серий
    Сэмичка ранних, "эпичных" сезонов щедр на такого рода реплики. Их упоминание тоже считается хейтерским и вызывает возмущенный вопль: мол, как же можно их всерьез принимать, ребенок же шутил. Неа, ребенок не шутил. Но и не злодействовал сознательно. Просто "не думал в таком ракурсе". -) На меня в этом смысле жуть наводят и 1.01, и 1.03, и весь блок 1.09 – 1.13.

    С этой точки зрения "дух 1-го сезона" явственно наличествует в 6-м. Взять хоть финал 6.21.
    Только Дин, зараза, в этот "дух" не вписывается. Вырос. -)

    В чем тоска подобных диспутов – приходится цитировать матчасть чуть ли не целиком, да еще и объяснять, почему сэмичкины эскапады не являются дружескими приколами и как вписываются в цельный авторский замысел, начиная с рождения Винтов в Лоуренсе (или даже 10 годами раньше – с выбора "святой" машины в том же Лоуренсе) и завершая кладбищем опять-таки под Лоуренсом.

    Но, учитывая помянутую синонимичность *канона* и *личного мнения* в глазах диспутантов, сие вообще бесперспективно. Если такие вещи надо объяснять, то их можно не объяснять – не поможет.

    Сэмова реакция в 2.20 (зачастую приравниваемая к манифесту эпиклавы)
    Да-а? о_О А мне, глупой, всегда казалось, что это манифест наконец-то дозревшей до осознания тяги Сэма к охоте как варианта особой судьбы. С него берут отсчет все дальнейшие презрительные отмахивания от семейных идиллий и иных реальностей, кроме "единственной реальности" – Тьмы.

    В которой, ессно, нужен толковый напарник. Но три года из прошедших с тех пор пяти лет Дин таковым не считался. -))

    Olive
    таким уж сэмодицейным он мне не показался. Насильственно прописанная Сэмику тоска-кручина по брату осталась на уровне авторской декларации
    Видимо, декларация для меня и стала генеральной идеей опуса. -) По воле ли автора или вопреки ей Сэм не вывалился в ООС совсем (все-таки экранный факт неотвечания Сэма на звонки, видимо, оказалось трудно спустить в игнор), но писался он явно для некоего объяснения. Сдается, и писался, и читался на уровне "восприятия сердцем". Дескать, если бы Сэм не отвечал на звонки просто так, он был бы козел; но раз он убоялся, что подруга влезет в его переписку, - значит, имел полное моральное право ее прервать (без объяснений!) и остаться при этом трепетным героем. Конечно, хрен же куда слаще редьки. -))

    Меня дернуло не "объяснение", ничего не объясняющее, а отсылка к достэнфордскому тугезеру, в котором не было никаких сэмовых претензий к жалкому послушному солдатику, посмевшему не принять его сторону в ссорах с отцом. Не верю! (с) -)) Это в 1.11 Сэм соизволил ответить на звонок. Но перед этим случился сеанс психотерапевтической разрядки в 1.10, да и прочий контекст – предстоящее свидание с отцом и пр. – играл свою роль. Только что дорвавшийся до свободы и жизни своим умом Сэмми вряд ли стал бы поддерживать переписку, имхо. Да и было бы с кем переписываться-то.

    В начале 1.01 есть исчерпывающий диалог по теме:
    - How does it feel to be the golden boy of your family?
    - Ah, they don’t know.
    - Oh, no, I would be gloating! Why not?
    - Because we’re not exactly the Bradys.

    Вот и вся конспирология. -)

    ОтветитьУдалить
  12. Никогда не забуду, как посреди очередного диспута была потрясенно спрошена: "Вы что, помните все серии?!"
    Вопиющее свинство с твоей стороны. -)))

    дражайшие родичи нипочем не должны были догадаться, как младший за них волновался. Умереть, но не догадаться!
    А у него было бы тем больше поводов для реализации очередных актуальных хотелок и соу-соррей – он же не успел им сказать, как любил их и уважал! -) Ну, как выше отмечено, это характерное джоносэмово проявление любви и заботы.

    Подкинуть, что ль, присяжным вопросец насчет похорон? Дык, боюсь, в глоссолалию впадут
    Наиболее вероятный итог. Хотя есть у присяжных аварийный выход – неканоничность СПНа после третьего сезона. Там же ж, как известно, один сплошной кинковый ляп наступил. -)

    причины нашей немедикаментозной бетризации
    ППКС. Да уж, к комфортному самолюбованию крипкино реал- и реалити-шоу совсем не располагает. Приходится выкручиваться самим.

    продолжение банкета
    Пресветлый Чак! Рассупонилось красно солнышко… Дочитала до пункта: "С тем же успехом после Дарк Сайд можно говорить о том, что раз Сэм сбегал, он отца с братом не любит". (Это, надо полагать, сарказм такой; на деле же побеги Сэма из дому как раз подтверждают его пылкую любовь к семье.) Умерла. Выпила кофе, воскресла, дошла до стриптиза… Мда. "…мельчайшие проявления эгоизма выглядят страшными язвами порока", иронизирует диспутантка. Народ явно не слыхивал о таких топонимах, как Ильчестер или Детройт. Мельчайшие проявления имеют обыкновение расти, если их одобрять и удобрять.

    Замечания по 1.02 и 4.16 также позабавили. 4.14 хозяйка днева еще не посмотрела, этот кус матчасти ждет своей очереди на переплавку. -))

    ОтветитьУдалить