Жизнь легче, чем вы думаете; нужно всего лишь принять невозможное,
обходиться без необходимого и выносить невыносимое.
Кэтлин Норрис
Вы скучали по Мамочке?
Неважно. Она идет к вам.
Юная, босая, в белом сарафанчике, она подойдет к вам на заправке промозглой мартовской ночью, навяжется в попутчицы, назовется Евой и полезет целоваться. Отвергнет вашу христианскую заботу о ее душе, расскажет, что Иисус – всего лишь человек, а сотворивший вас давно на вас забил. Что апокалипсис наступил и минул, а вы, ищущие знамений отцовской любви, этого даже не заметили. Что Мать, не чета Отцу, своих детей не бросает.
А потом она шепнет вам на ушко секретик, от которого вы заорете дурным гласом…
И, придя домой, размозжите молотком голову сонно улыбнувшейся вам жены.
Доктор Время подлечил сингеровы нервы. Бобби уже способен, не дергаясь, участвовать в совместной охоте с младшим почтисыном. Не тет-а-тет, разумеется, а когда и старший поблизости. Тем паче что охота наклевывается нешуточная. За неделю на небольшом отрезке 80-й скоростной трассы отмечена повышенная активность темных тварей. В пикниках на обочине участвовали вампы, шифтеры, оборотни, гули, рейфы, сократив число охотников на две боевых единицы и угробив невесть сколько гражданских. Монстры будто затеяли адский марш генерала Шермана. (Кажется, Дин стал знатоком родной истории.)
Но в парад нечисти вписался обычнейший водила с консервного завода.
Рик плачет перед тремя федералами – бородачом постарше и двумя парнями помоложе. Он не хотел убивать близких. Он любил их. Он просто был на обычном маршруте. Просто проснулся в конечном пункте и понял, что не помнит пути. Пришел домой и увидел… Нет, ничего странного в дороге не было. Подвез какую-то девчонку – куда именно, тоже не помнит.
Зато помнит, откуда.
Ева не была столь аккуратна, как дух Роуз, - видеослед за собой не замела. Она дефилировала по заправке так, будто знала, где камера, и хотела показаться наблюдателям во всей красе. Краса, надо сказать, кошмарненькая. Боббина догадка, что именно к этой прелестнице топают по Восьмидесятой монстры на день Мамочки, Дина не воодушевила. Кажется, он опять вознамерился драпать – по крайней мере до тех пор, пока они не соберут хоть какую-то инфу о новинке сезона. Сэм взглянул удивленно, Бобби расщедрился на саркастичную реплику о поджатых хвостах и пустых головах. Нынче наш осторожный мудрец как-то очень активен. Заслышав о новом инциденте, он вместе с копами умчался на фабрику.
Где обнаружился его старый приятель, тоже подвизавшийся в федералах (бедный шериф!). Руфус предложил поработать вместе, по старинке, и когда поморщившийся Бобби попытался застолбить местечко за штурвалом процесса - лишь всхохотнул: ну уж дудки-с. До боли знакомо возведя очи горе, Сингер двинулся за новообретенным напарником - разъяснять очередного берсерка, внезапно расстрелявшего шестерых. Допрос пришлось заменить вскрытием – нашпиговав убийцу пулями, копы сделали его неразговорчивым.
При первичном осмотре Бобби выковырял из уха трупа мерзкую черную слизь с отвратным амбрэ, оказавшуюся не эктоплазмой. Нечто новое? Руфус не верит в новое и не улавливает связи между ополоумевшими шоферюгами, монстрами и таинственной мамашей черт знает чего.
У них пока лишь одна зацепка: оба убийцы работали на одной фабрике.
Туда вся бригада и отправилась под покровом ночи.
Винты искренне рады пополнению в команде. Леший знает, когда Сэм проникся к Руфусу симпатией, но подыграть ему в наезде на Бобби не преминул. У Дина со старшим охотником есть парочка общих занятных воспоминаний. А времени нет. И желания подшучивать над Сингером, кажется, тоже.
Пустые гулкие этажи, залы, коридоры, комната отдыха, в которой движется чей-то силуэт… Вошедшую узнал только Дин. Это Гвен.
А за нею – еще один человек, к которому Дин немедля кинулся, отстранив кузину.
Вот и обещанная встреча, Дед.
Сэм едва успел отвести руку брата с пистолетом. Так уже было однажды – только наоборот.
Бобби предложил Дину погулять за дверью – на конструктивный разговор с Кэмпбеллом в его присутствии рассчитывать не приходилось. Благо Сэму: он не помнит, что сделал дедушка. А Дин помнит. Но Сэм не против возмездия в принципе. Он – как во всех случаях, когда не задет лично, - только против поспешности. Вдруг Сэмюэль что-то знает?
О, Сэмюэль знает многое. Например, что бородач в кепке претендует на роль вроде как отца при Винтах-сиротках (типа того, с достоинством подтвердил Бобби). Зато про камбэк потерянной души он не слыхал и насторожился, уловив перемену в младшем внуке. Но весть об амнезии его слегка успокоила. Меж тем Руфус, подкрепившийся живительным глотком из фляги, развернул собрание от семейной повестки к рабочей, предложив Кэмпбелам поделиться оперативными данными с классом.
Взгляды, которыми обменялись Дед со встревоженной Гвен, трудно переоценить.
Все же Кэмпбелл счел возможным выложить кое-что из сокровищницы своих знаний. Он с внучкой охотятся на тварь из чистилища, ту самую Мать всея нечисти, которая в последний раз пребывала на нулевом этаже, может, с десяток тысяч лет назад – и, по многочисленным пожеланиям своих деток, явилась снова. Звать Евой. Откуда ему сие известно? Ха, да он располагает инфой, какая и не снилась юнцу Бобби!
Зато юнцу известно, что любящий дедушка пытался скормить родного внука гулям. А вот Гвен была не в курсе. Но после достопамятной королевской речи перед наемниками она не склонна принимать на веру дедовы обвинения Дина во вранье. Лучше спросить кузена самой.
Хотя, может, и не лучше.
Потому что кузен, начавший разговор вполне мирно, хоть и с понятным возмущением, завершил его пулей, преспокойно всаженной в солнечное сплетение девушки.
Человек, как известно, не просто смертен, - он, увы, еще и внезапно смертен. Нелепая гибель – бытийная норма. Но помнят об этом лишь охотники и философы. Да и то не всегда.
Попытка реанимации успеха не принесла. Малышка Гвен, которую старый Сэмюэль любил как идеальное подобие дочери, умерла нежданно и нелепо. Обернувшийся очередным берсерком Дин растворился в фабричных закоулках.
Сэм предупреждает: если они не найдут Дина живым, он убьет Сэмюэля.
Опять, как когда-то в пыточной Кроули, куда Кэмпбеллы таскали нанимателю добытых тварей, запираются двери - чтобы зверь не ушел. Опять - пустые гулкие этажи, залы, коридоры. Струной натянутые нервы, дергающиеся на каждый мышиный шорох.
И наконец Сэма осенило.
Тренькнул звонок - просто звонок, а не рок-мелодия, звучавшая из телефона Дина пять с половиной лет, - и охотники окружили убийцу, озабоченного не столько четверкой направленных на него пушек, сколько теплым 12-дюймовым червяком, который только что выскользнул из его уха и удрал в вентиляцию, и какого черта тут происходит?!
Дин очень старался не впадать в истерику. Известие о гибели Гвен на миг ошеломило его. Они же просто разговаривали в коридоре, это последнее, что Дин помнит… И тут же он понял. Червяк, которого Дин немедля поименовал герпесом. Его работа.
Идея смахивает на хоррор-роман, но она логична. Если только Дин не врет, в чем Кэмпбелл сомневается. По совету Бобби Руфус проинспектировал ухо подозреваемого – Дин, в отличие от Сэма, даже пистолета не поднял, лишь возмущенно заявил, что прежде столь наглого посягательства следует хоть выпивку проставлять. В следующее свидание, серьезно посулил Руфус, констатировав отсутствие черной дряни в диновом ухе.
Способность этих двоих к мимолетному перешучиванию в самые трагические моменты – лучший маркер их идентичности.
Но неведомая тварь может быть в ком угодно, в свете чего Сингер предложил собранию сдать оружие – дабы уменьшить риск случайного прострела башки друг дружке. Собрание, поколебавшись, стало совать стволы в мешок. Бобби, Дин, Руфус, Сэм…
Это чертовски опасный момент. Если тварь в одном из них, если она рискнет воспользоваться безоружностью остальных… одного, а может, и двоих она успеет укокошить.
Дольше всех медлит Кэмпбелл. Ему нужно особое предложение?
Под тяжелым взглядом старшего внука дед все же сдал пушку. Да, здесь дело не только в червяках. Эти кровные родственники не просто чужие, они – смертельные враги, уже пытавшиеся убить друг друга.
Разоружившись, Бобби с Руфусом принялись обзванивать компетентных коллег – увы, безрезультатно. Кладезь охотничьих знаний, с которого не сводил недружелюбных глаз Дин, в мозговом штурме не участвовал, а вскоре и вовсе решил прогуляться до ветру. Переглянувшись, братья без спешки последовали за дедушкой. Инициативный нынче сверх всякой меры Бобби внес очередной креатив: раз инфы все равно нету, почему бы не ввязаться в драку вслепую?
Как в Омахе? – негромко уточнил Руфус.
Сингера перекосило. Это нечестно, это, в конце концов, низко – все время попрекать его Омахой!..
Кажется, там Бобби получил некий урок. Так и оставшийся невыученным.
Чего, собственно, хотят внуки, взявшие вышедшего из удобств Сэмюэля в клещи? Дедово недоумение можно понять: хочешь убить – убей, к чему петь предсмертные арии о чести и совести? Он прекрасно спит по ночам, и хотя динова ненависть ему понятна – Кэмпбелл не раскаивается. Он сделал то, что сделал, извиняться не намерен, и уж всяко не Сэму его обвинять в предательстве родной крови – нынешний добропорядочный Джекил в бытность Хайдом понатворил такого, на фоне чего кэмпбелловы шалости блекнут.
Сэм заинтересовался, и Дин тут же встал между дедом и братом. Никаких страшных сказок для внуков. Что бы ни насовершал сэмулякр между подглядкой в окошко Брэйденов и нападением джиннов на Дина – оставим прошлое прошлому, дабы оно не просочилось в настоящее с печальными последствиями. А чудовище, способное скормить нечисти людей вообще – и детей собственной обожаемой дочери, в частности, - не должно жить. Поэтому Кэмпбелл – следующий в списке дичи. После Мамочки.
Новость деда вроде даже обрадовала. Насторожившийся Дин успел увидеть черную каплю в ухе, вынутую из кармана пушку…
Пуля ушла в потолок, Кэмпбелл ушел от преследователей, а оружие вернулось к владельцам. Нет, разоружение было хорошей идеей, ехидно утешил Руфус друга. Только вот тварь не собиралась играть по их правилам.
И снова - пустые гулкие этажи, залы, коридоры, и Сэм хватает идущего впереди Дина в охапку, вызывая переполох в команде. Слава крепким охотничьим нервам – никто не спустил курок. Замеченная Сэмом нить тянется вдоль пола и стены к бомбе, запрятанной за глумливым извещением: этот путь не для пешеходов. Задень Дин нить – не поздоровилось бы не только ему. Однако проворен дедуля. Или ловушка была приготовлена загодя?
Как и следующая, в которую угодил рванувшийся вперед Сэм, - тяжелая дверь отсекла его от своих, обеспечив интимную встречу с родичем. Неискренне улыбаясь, дед надвигался на внука – ведь у того уже есть душа? Он не убивает родню? Он помнит, что перед ним – отец его мамы, тот, чье имя носит Сэм? Ведь Сэм изнывает от желания вспомнить все?
Все так, дедушка. Но страх оказался сильнее. Кэмпбелл был одержим и не останавливался. Кэмпбелл получил пулю в лоб.
Набежавшая в обход команда не успела толком обрадоваться живому Сэму – теперь предстояло решить, кто одержим: убийца или убитый. Сэм убежден, что червь в трупе. Уши трупа чисты. Без цефалотомии не обойтись. А руки Сэму пока лучше связать.
Пока старшие охотники ходили за инструментарием, Сэм переживательно кружил у тела усопшего. Дин заверил брата, что все сделано правильно и тварь, конечно же, в убитом; правда, развязывать ему руки до экспертизы не стал. Но убийца и сам не так уж огорчен инцидентом, был ли дед одержим, нет ли. Вот только… что сказала бы дочь покойного?
Кто знает, Сэмми, кто знает. Но Дин скажет от ее имени: не кровь делает людей родными.
Да не удивляйся ты так, Сэм. Это знает Бобби, это знал Адам. Семья – награда, которую нужно заслужить. Какую семью заслужишь – в той и окажешься. Потому Дин сейчас здесь, среди себе подобных, и его совсем не смущает перспектива заглянуть в разверстые мозги дедушки.
Но старшие охотники выгнали непочтительную молодежь дышать свежим фабричным воздухом в коридоре. И пока Руфус язвил насчет любви Бобби к помойкам, с опаской подключая краниопилу с растрепанным проводом к розетке, тот собирал слова и решимость, чтобы сообщить – он тут подумал… да-да, чудеса все еще случаются… насчет Омахи. Он был неправ. Он должен был послушаться Руфуса. Друг потерял ее по вине Сингера, и Бобби даже соу-сорри ни разу не сказал.
Вот почему Руфус и Бобби не общались годами. И вот почему Руфус в обнимку с виски и секретными досье забился в раковину, из которой его вытащил Апокалипсис.
Руфус, посмеиваясь, небрежно отвергал самобичевание друга, пока мог. Приятель слишком категоричен. Они ведь это уже обсуждали.
И – раз уж Бобби так настаивает - Руфус никогда не простит ему того, что было.
Потому что слова сожалений ничего не меняют в том, что стало.
Так что Бобби может с чистой совестью изменить – не прошлое, лишь тему беседы.
А потом случилось много всего. Когда Руфус непрофессионально, не оттянув кожи с черепа, вонзил пилу в лоб покойного, покойный в лучших хоррорных традициях распахнул глаза и раскидал незадачливых патанатомов.
На шум набежали Винты. Поглядев на бодрый труп деда с простреленным и надпиленным черепом, Дин споро снял с Сэма узы. Но прежде чем заблокированная ножкой стола дверь рухнула под сдвоенным братским ударом, шустрый мертвец успел нокаутировать Руфуса, а Сингер – прижать супостата к розетке с оголенным проводом, при этом получив нехилый удар током. Пока дважды труп трясся и искрил, уже знакомая Дину тварь, извиваясь, удрала из дедова уха.
Парни привели старших коллег в чувство; Руфус первым делом констатировал, что он не в раю, ибо видит вокруг все те же три рожи. И задача все та же – поймать червяка.
Но как?
Дружно обследовав свои органы слуха, охотники ничего не выявили. Тварь шныряет из жертвы в жертву с ловкостью шарика в руках профессионального наперсточника и, похоже, научилась заметать следы – или же изначально лишь дразнила ловцов черной слизью. Зато она боится электричества, умозаключил Бобби.
Тему электрошока подхватил и практично развил Сэм.
Зачистив конец провода от изоляции, он опробовал самопальный тестер на металлической спинке стула, на дедовом трупе и живом добровольце – Дину-то не впервой пропускать сквозь себя амперы. После чего и сам принял порцию вольтажа.
Экспертизу старших товарищей взял на себя жестокий Дин. Уведомление о кардиостимуляторе Руфуса его не смягчило - лишь Бобби, нечасто общавшийся с другом после Омахи, слегка удивился. Но, в конце концов, и Руфус сердито прошел тест и отнял у Дина провод – не то возжелав маленькой мести старому приятелю, не то заподозрив искомую тварь в последнем непроверенном охотнике, который отчего-то прятал правую руку за спиной.
Сердце Руфуса выдержало удар током, но не пережило удара ножом.
Захват от Сэма, рауш-наркоз прямым в челюсть от Дина – и вот уже Бобби тщательно прикручен к стулу, и Дин приветствует очухавшегося герпеса кратким касанием оголенного провода. Сэм в недоумении – не по поводу пыток, по поводу имени. Какого черта Дин зовет тварь герпесом?
Так ведь зараза же.
Червяк совершенно не огорчен пленением. Он уверен в своей безопасности, убить его можно только вместе с Бобби, а парни любят старика. Они и без того потеряли половину состава. В спокойное уведомление Дина – они будут делать то, что должны – тварь, кажется, не очень верит. Но на вопросы готова отвечать, даже с удовольствием, - давно ждала этого момента. Не для того создана сия невиданная доселе мерзость, чтобы парочку трудяг с ума свести.
Изготовленный лично Мамой Евой червяк, оказывается, не убийца; он ее личный вестник, можно сказать, ангел. Трупы – лишь приманка для охотников, да и поиграть с ними в казаки-разбойники было забавно. Суть послания проста: человечеству конец; вскоре землю заполонит торжествующая нечисть, а молодняк вида хомо сапиенс будет содержаться на фермах – на бифштексы.
А вот цель послания осталась загадкой. Зачем Мамочке доводить свои мирозавоевательные и не слишком оригинальные планы до сведения охотников, какой реакции она ждет от них?
Дико видеть, как пожилой человек жеманится и кокетливо строит глазки, будто дешевая шлюха. Сэм с тревогой одергивает Дина, потчующего старика электричеством: а ну как тот не выдержит?
На эти гуманные соображения и рассчитывает тварь. Но не этого хотел бы Бобби, уверен Дин. Сейчас снова решает он, а его решение давно известно: жизнь с нечистью внутри – хуже смерти.
Плотно заклеив уши и рот Сингера скотчем, Сэм не стерпел - отвернулся, когда Дин велел Бобби держаться и прижал к нему голый провод. Искрило, воняло паленым мясом, текло черное из носа дергающегося старика, но Дин, зажмурясь, так и не отнял орудие пытки, пока тот не затих.
Когда дохлый герпес вывалился из освобожденного уха на пол, Бобби уже не дышал.
…Черный прямоугольник рыхлой земли среди надгробий с надписями на иврите и звездами Давида. Дин не замечал за Руфусом особой религиозности; да и замечать-то было нечего, пояснил подошедший Бобби, чье сердце выдержало все испытания. Его друг-хитрец не шибко блюл кашрут, вспоминая заповеди, лишь когда требовалось закопать труп в субботу. Видимо, Бобби был в команде шабатным гоем. Пока не купил экскаватор.
Его знакомство с Руфусом было трагичным – и спасительным. Когда простой механик, уже зарезавший свою одержимую жену, - чем, конечно, никак не повредил демону, - уже готовился к смерти, из ниоткуда возник проныра-негр, лихо изгнал черноглазого, зачистил следы, избавив Бобби от неизбежной тюрьмы. И рассказал кое-что несмышленому гражданскому о темной изнанке мира. Вскоре они уже, подобно Винчестерам, колесили по Штатам в поисках нечистой дичи.
Потом была Омаха. Руфус так и не смог отпустить случившееся там. Не возненавидел виновника, не загорелся местью, - но и не простил.
А следовало бы, вдруг резюмировал Дин.
Не имеет значения, что именно совершил Сингер. Они были семьей, а семья – это то, чего ты заслуживаешь. Только что Дин убил свою троюродную сестру, Сэм – родного деда, Бобби – лучшего друга. Стоит ли проводить остаток короткой охотничьей жизни в заламывании окровавленных рук, будто это что-то исправит, вернет убитым жизнь, а убийцам – чистую совесть? Слова сожалений ничего не изменят. Каждого догонит свой амбец… когда-нибудь, уточнил Дин, чтобы его спич не походил уж совсем на прощание.
Но это оно и есть. Прощание. Отпущение грехов перед битвой, из которой мало шансов вернуться. Прямо сейчас – ибо потом может быть поздно - он хочет, чтобы его живущая во Тьме семья знала: Дин не затаил невысказанных упреков и скрытых обид и не желает извинений за содеянное, что бы это ни было. Слишком большая роскошь сейчас – упиваться чувством неизбывной вины или невосполнимой утраты. Сэмову попытку настоять на горько-сладком статусе уникального грешника адский палач и убийца пресек. Закопай свое дерьмо и начни с чистого листа, Сэмми. С еще одного чистого листа.
Если Дин и ждал от команды взаимности – он ее не получил. Неважно: своих грехов Дин себе не отпустит, не забудет, не простит. Но это никого не касается. У них есть работа. Грязная, отвратительная работа, в которой теряешь человеческий облик и все, на что можешь рассчитывать, - это нетребовательная дружба с себе подобными.
Лишь бы Светлую семью не накрыла Тьма. Лишь бы не было Омахи.
Дорогущее виски щедро льется на землю, в которой, вопреки всем охотничьим правилам, покоится не слишком религиозный шутник и мудрец, не ждавший хэппи-энда.
Сильно. Великолепный обзор серии.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Alex. -)
ОтветитьУдалитьВо первЫх строках - добрый день, уважаемые коллеги. Рискнула, наконец-то, материализоваться в вашей чудесной заводи вдумчивого интерпретативного адеквата. С моим modus cogitandi на предмет СПН в целом и Дина свет Джоныча, в частности, вы, возможно, немного знакомы по любезно размещённом тут уважаемой Mirra "эпистолярии".
ОтветитьУдалитьЕсли позволите, несколько комментариев к (как всегда мыслепровокационному) ревю по последней серии, которая никак не выходит из головы.
К тому же, до оскомы замучили полифоничные фандомные хоры, дружно подвывающие на тему братской "синхронности", тугезерности, семейственности и якобы безапелляционно задекларированой Сэмовой невиноватости - ну как же, ажно сам Дин прямым текстом амнистию объявил (sic).
*в сторону* (эх, ещё бы аутентичный обзор по ней из кусков на всевозможных носителях, от блоктонов до обрывков файлов, до кучи собрать - а то, вон, хиатус скоро заканчивается... стыдно...).
Как-то всё и вся в этой серии исключительно плотно и многомерно увязано - от персонажей до концептов, до параллелей, до месседжей. Одна композиционная рамочка чего стоит: вот Большая Мамочка вначале презрительно роняет о Сыне Божьем - "всего лишь человек"; а вот под конец - один извечный "всего лишь человек" (тоже, кстати, творенье Чака), чья "всего лишь человечность" с упорством, достойным лучшего применения, переписывает сценарии мироздания и переформатирует Естественный Порядок под свою личную ответсвенность - говорит о прощении тем, кто ведает и не ведает, что натворили и ещё натворят, себя туда же причисляя, глазом не моргнув.
Вина/месть/обида/прощение/извинение/милосердие/семейственность/подсудность вообще концентрическими кругами по ткани нарратива расходятся и в диалектические спирали скручиваются: семья =/= кровь, кровь=/=семья, но и фактор крови отрицать нельзя, выдавая кредит семейного (не)доверия, ибо так, как семья - тебя никто не обидит, и не причинит боль предательством; "семья", хоть по крови, хоть нет - тоже концепт не однородно в сознании и эмоциональной сфере реализующийся (до известной степени разные эмоциональные паттерны и этические мерки во взаимодействии с теми, кто входит в ядро, и с теми, кто входит в периферию концепта - и Сэмюэль, и Дин тому примеры, Дин, правда, в силу феноменальной способности к эволюционному совершенствованию - даже за период одной серии сумел пройти путь гармонизации такого диссонанса куда эффективнее, чем старик Сэмюэль за всю жизнь).
/Руфус предложил поработать вместе, по старинке, и когда поморщившийся Бобби попытался застолбить местечко за штурвалом процесса - лишь всхохотнул: ну уж дудки-с./
ОтветитьУдалитьЖелезобетонная трансляция, вроде бы, очевидной концептуальной параллели между [семьёй] Дин-Сэм и [семьёй] Руфус-Бобби, с соответсвующим заполнеием Руфусом - слота "Дин" (старший, опытный, защитник, инициатор, проводник и, в итоге - жертва), а Бобби - слота "Сэм" (младший, подзащитный, ведомый, инициированный, виновник, соу-соу-сорри) - из той же неэквилениарной оперы, мне кажется. По модулю значения концептуальной параллели - всё работает. По дифференцированной семантике - не совсем: ибо два взрослых мужика, собранные в рабочий тандем волею судеб, не выработают эмоциональной привязанности, аналогичной ребёнку, с четырёх лет считавшему своей "работой" заботу о "младшем". НО! Концептуальная параллель опять заработает, как часы, если точкой отсчёта тандема Дин-Сэм считать конец Пилота: [более опытный охотник спасает от сверхъестественной напасти подрастерявшегося "цивила"]. Оба - уже не дети и фактор "безусловной любви/привязанности", управляемой "зовом крови" (со стороны Дина) частично нивелируется буквально сгоревшей до тла предыдущей системой координат. И вот тогда, вступает в действие заявленный Дином принцип "заслуженности" семейной/дружеской/профессиональной привязанности.
Вот только Сэму, похоже, до сих пор невдомёк (ну разве что, чуть-чуть проглянуло в сцене над телом Деда), что он давно уже в рамках Динова идиоконцепта "семья" существует взаймы.
/Дедово недоумение можно понять: хочешь убить – убей, к чему петь предсмертные арии о чести и совести? Он прекрасно спит по ночам, и хотя динова ненависть ему понятна – Кэмпбелл не раскаивается./
ОтветитьУдалитьВся развёрткка интеракции Дина И Деда в координатах вины-возмездия-раскаяния-прощения, да с поправкой на семейственность/несемейственность вообще прелюбопытнейшая получается. У меня сложилось впечатление, что, ко всему прочему, почти весь эпизод - прямой и/или опосредованный диалог Дина с Дедом (и, как следсвие - Дина с самим собой), а меседжи, полученные в результате этой коммуникации Сэмом и Бобби, скорее побочные (хотя фандом уже резво опстановил, что над телом Деда Дин Сэму дал понять, что *Сэм* семейственность залужил, и над могилкой Руфуса, знамо дело, Дин до Сэма доносил, что тот невиноватый). Начался этот диалог не в этой серии, и даже не в 6.10, а в 6.07, когда Дин руку РобоСэма на курке остановил. Потому как родного деда убивать нехорошо, не по-человечески. Выдав тем самым Деду кредит семейственности, который тот не то что не "заработал" ретроспективно, а благополучно перечеркнул в 6.10. Больно это по Дину резануло. Ажно до желания родича убить. Ибо родич - и не родич вовсе. Не "заработал". Чужой. Чуждый. А всё равно - больно. Дык и родич Дину надысь квалифицированно распинался, что Дин в его, Сэмюэля, концептосфере на "родство" не наработал. Дин себя из осмысляемых этических координат не исключает - а вот братцу Сэмми повод поразмыслить над побочным мэсседжем о "заслуженности" семейной привязанности, о кредитах и счетах.
Основания у Дина для ненависти к деду - более чем оправданные. Но постулируя намерение убить (целых три раза) Дин, почему-то, при первой возможности не стреляет с порога, при второй возможности - затевает душеспасительную беседу ("Буратино, друг мой, вы раскаиваетесь?") и получает бонусный побочный месседж из пламенного диалога Деда с Сэмми-мл.: "в чужом глазу соринку...". А тут и отсылочка к Бэле поспевает (которая в этом эпизоде настойчиво маячит) - которую Дин тоже намеревался убить за предательство и общий сволочизм. Да не убил. Не простил, но под конец - пожалел.
Конечным итогом длительного нелинейного диалога - имеем финальную филлиппику о прощении и отпущении. Тут, мне кажется, много наслаивается: дед умер нераскаявшимся и непрощённым, Руфус - непростившим, в своих глазах и глазах своих соратников Дин не то, что брёвна, а целые лесопосадки идентифицировать умеет, возмездие - не отменяет вину, а замыкает круг насилия и, как следствие - монструозности, тем паче - не отменяет вину прощение, но даёт функциональный когнитивный механизм хотя бы частичной и условной блокировки монструозности - тот самый "чистый лист", на котором по-всякому можно написать. Можно, по-человечески, а можно - по-прежнему по-звериному. Так что с одной стороны, мне кажется, задекларированое Дином "прощение" - безусловно, из оперы отпущения грехов перед смертью, ибо наступает Тьма и от "одержимости монстром" нет защитных тату, особенно если монстр *уже* внутри, а лучше умереть человекм, чем жить монстром (что существенно контекстуально нивелирует "себистоимость" и достоверность Сэмичкиной имплицитной "невиноватости" - да кто ж его в контекст-то вглядывается в широких фандомных массах), а с другой стороны (по крайней мере, надеюсь) - из интуитивной необходимости противопоставить звериному инстинкту "око-за-око" и "ненависть-за-провинность" сугубо человечную способность к милосердию, которое "осветляет" душу прощающего в той же степени (если не в большей), что и душу прощённого. Смерть же говорил, что "вся фишка" - в душе. Вот Дин под конец и предлагает свои души усложнить и укрепить - извинением и прощением. Только, как водится, сам один в этом и преуспевает. Ни от Бобби, ни от Сэма ответного импульса "отпустить" Дину прегрешения - как-то не поступило. Зато поступило синхронное возмущение отказом побарахтаться в чувстве вины и соу-соу-сорри. А также (в случае с Сэмом), думается, некоторое удивление с бухты-барахты заявленному вето на "всё героически искупительно починить", вместо чего бяла прледрожена прозаическая табула раса, на которой - о ужас! - не видать былых заслуг, а надо нарабатывать новые.
ОтветитьУдалитьВ эту, же строку, мне кажется, первично считываемое "противоречие" Диновых постулатов о "заслуженности семьи" в одном случае и "безусловном прощении" - в дургом. Которое, если вдуматься, и не противоречие, вовсе, а взаимодополнение. Ибо Дин, и том, и в другом случае, говорит о "диалогичности" и "интерактивности" семейных уз, хоть по крови, хоть как: с одной стороны - выдаётся кредит доверия и прощения тем, кого считаешь семьёй (сам факт включения в концепт - индивидуальная воля "продуцента" семейственности), с другой стороны - выданный кредит можно воспринять как данность, а можно заработать - делами, отношением, любовью. И характеризоваться "реципиент" кредита в глазах "продуцента" будет как раз-таки отношением к "кредиту". С какого-то момента в кредите может быть и отказано. И выступает у нас Дин, в данном случае, ядерным центром такой вот интерактивной парадигмы: формулируя координаты семейственности, формулируя в приказном порядке функциональные этические принципы взаимодействия в этих координатах.
Прошу прощения за сумбурность и отрывочность изложения - ежели не буду закидана тапками в сём почтеннейшем обществе *g*, обязуюсь ещё поразмышлять над посылами серии (ибо шибко любобытсвенно).
WaterFowl, я очень рада вашей материализации. Добро пожаловать в наше змеиное гнездышко – надеюсь, вам тут будет уютно. -)) Светлые головы для разгадывания СПН-ребусов сейчас востребованы, как никогда, а дефицит их в фандоме просто удручающ.
ОтветитьУдалитьэх, ещё бы аутентичный обзор по ней
Полностью поддерживаю и предвкушаю. -)
композиционная рамочка чего стоит: вот Большая Мамочка вначале презрительно роняет о Сыне Божьем - "всего лишь человек" ; а вот под конец - один извечный "всего лишь человек" (…) говорит о прощении тем, кто ведает и не ведает, что натворили и ещё натворят, себя туда же причисляя
Ага, эти рискованные аллюзии – ну очень вскользь, не взаправду и уж конечно, не всерьез – как пошли с 4.18, так и доныне нет-нет, да мелькнут. Но они из разряда тех, что публика предпочитает не замечать. А ведь как красиво и многозначительно все сплетено. И тема незнания своих грехов, освобождающего от ответственности, снова проброшена – после знаковой связки 4.11 – 4.21 и на фоне нынешних убийств по одержимости. Любопытно, что из трех одержимых был убит лишь один. А из трех убийц, в свою очередь, лишь один убивал в полном сознании.
Исповеди грешников Дину, конечно, ни к чему, он сам нуждается в прощении. При этом ни на кого не перекладывает функцию отпущения.
так, как семья - тебя никто не обидит, и не причинит боль предательством
Все шоу эта тема так и эдак крутится да разглядывается – и все не теряет свежести. В пределах одной серии нам раскинули целую сеточку семейных уз – кровных и нет, по вертикалям и горизонталям. Братья родные и неродные – и вполне посторонняя кузина; родной дед и неродной отец; преданные и предавшие, причинившие друг другу боль намеренно или случайно, прощенные и не простившие. Кредитование по крови – явление стол же обыденное, сколь и спорное, и в любом случае эти займы тоже следует выплачивать. Дабы заслужить дальнейшее доверие. Потому что кредит может быть выдан и чужаку – и оправдаться стократ, родня же как раз склонна злоупотреблять своим статусом, выпавшим, в общем-то, в генетической лотерее.
Иные зрители так бурно возмутились замечанием Дина про заслуги, будто впервые эдакое прозвучало. Будто, к примеру, умничка Адам не растолковал того же подробно для тех, кто не сумел сделать собственные выводы из многочисленных семейных историй сериала. Будто не динкина нетребовательность, в числе прочего, привела сюжет в Ильчестер, и не его смена позиций в этом пункте весь пятый сезон разворачивала коней к не запланированному сценарием исходу. Нет, как Дин – именно Дин, вечный источник халявы по родству и без оного, – посмел даже заикнуться об этом?!
Видать, почуяли все же, что это было не только и не столько утешение Сэмику, а еще и прозрачный намек. Личный же динкин подтекст – незаслуженность им Настоящей семьи – вообще мало кто уловил.
Железобетонная трансляция, вроде бы, очевидной концептуальной параллели между [семьёй] Дин-Сэм и [семьёй] Руфус-Бобби
Абсолютно. ППКС. В этой связи меня чертовски напрягает одно-единственное словечко, оброненное Бобби: ее. "Ты потерял ее по моей вине, а я даже не извинился"…
Чудовищная, вообще говоря, формулировка. И настойчивость Бобби, дозревшего-таки хоть до соу-сорри. Нет, ты заткнись и меня слушай, я тут каяться решил!
Продлевая эту параллель из прошлого в будущее, я начинаю нервничать. Одна надежда – Дин знает братишку лучше, чем Руфус до Омахи знал Бобби, и о технике безопасности помнит.
почти весь эпизод - прямой и/или опосредованный диалог Дина с Дедом (и, как следсвие - Дина с самим собой), а меседжи, полученные в результате этой коммуникации Сэмом и Бобби, скорее побочные
ОтветитьУдалитьДа, наверное, так оно и композиционно вытанцовывается. Хотя динкины побочные выводы не рекомендуется пропускать мимо ушей, из какого бы опыта они ни извлекались. Линия Деда обильно нагружена смыслами, которым Дин как раз и противостоит, на первый взгляд вываливаясь из привычного образа самого себя, для которого семья – священна (по крайней мере, для тех фанов, кто, подобно Сэму, полагает Дина ни капли не изменившимся -)). Дед примечателен не только откровенным предательством родных внуков. Его с Дином противостояние началось не позднее 6.02, где Дин пытался защитить Бобби-Джона, между прочим, нечисть, от родного дедушки. Вообще сезон настойчиво внушает мысль, что родня может быть страшнее любого врага, а чужой – ближе ближайшего родича. Нам еще предстоит развертка этой темы, как я понимаю, - во всяком случае от встречи с мамой Мэри, чье мнение так заботило Сэма, хорошего ждать не велено. Но и это не ново – были всякие прецеденты, от папыджона и папы Гибсона до небесного семейства, в частности, до Габриэля. Которого Дин, помнится, вычислил по ненависти к семье и подтолкнул убить родного брата Люца – ради семьи неродной и неидеальной, семьи языческих богов. (Примечательнейший то был диалог: "Да они мне нож в сердце воткнули! – Но ты же продолжаешь беспокоиться о них, разве нет? Без тебя они погибнут"…)
Фигура Деда мощно нагружена концептуально. Он, умерший 30 лет назад, воскрешен демоном для демонических же надобностей, одержим идеей вернуть тоже давно умершую дочь и не брезгует ради этого никакими средствами – вплоть до скармливания нечисти сыновей этой самой дочери. Дин, между прочим, предпринял попытку и этому зомби вернуть душу – попытавшись отговорить его от повторения диновой ошибки (Сэм, даром что бездушный, аж встрепенулся при этом слове). Кэмпбелл вываливается не только из узкосемейной, но и из охотничьей, и общечеловеческой парадигмы – служа нечисти и порождая ее вместо того, чтобы истреблять. На месть динов приговор никак не тянет, здесь главное - тема заслуг, она же тема ответственности перед своими, в самом широком смысле: семья, команда, человечество, наконец, единство нравственных координат. И, конечно, знаково, что приговор исполнил не Дин, а Сэм, ничего этого не понявший. Просто потому, что Дед был одержим и предал его. Для Сэма этих оснований вполне хватало, только слегка беспокоил его факт генетического родства. Который для Дина давно уже утратил основополагающее значение, более того, может служить скорее отягчающим обстоятельством.
Но почему тогда раз за разом исключение делается для Сэма, у которого и с порождением нечисти, и с предательством своих – во всех перечисленных смыслах, – и с ответственностью давно не слава Чаку? Сдается мне, здесь опять лукавый кульбит с понятием семейственности. Сэм Дину уже скорее не брат, а воспитанник, ученик. Очень трудный, но не безнадежный. В отличие, например, от Адама, у которого, кажется, куда больше шансов найти с Дином общий язык и стать отличным напарником. И конечно, в отличие от Деда. Это еще одно ответвление семейной темы, тесно смыкающееся с темой отцовства, по которой у Дина сейчас обострение проблем.
не отменяет вину прощение, но даёт функциональный когнитивный механизм хотя бы частичной и условной блокировки монструозности - тот самый "чистый лист", на котором по-всякому можно написать
Конечно. Вопреки постановлениям фандома, -) такое обнуление счетов не делает должников невиновными, но позволяет работать, не боясь долговой ямы. Дин вроде об отпущении грядущих грехов, каковы бы они ни были, ничего не говорил. Хотя мелькнула у меня испуганная мыслишка: спич его был краток, как всегда, когда Дин излагает простые (для него) вещи, а ведь слушатели могли понять и в том смысле, что раз уж их жизнь так коротка и печальна, то можно и впредь не особо заморачиваться моральными нормами.
Дин под конец и предлагает свои души усложнить и укрепить - извинением и прощением.
ОтветитьУдалитьБезусловно. Это первейший и самый очевидный мотив, вряд ли им осознанный, который опять же очень напомнил мне 5-й сезон – был там у Дина период раздачи имения, от амулета до здравого смысла. Великий пост, внутреннее очищение перед трудным подвигом – оборотная сторона отпущения грехов. Затаившийся негатив, обиды, претензии – отличная зацепка для нечисти. Все это должно закопать, по заповедям Дина. Или, если вспомнить Нагорную проповедь: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой".
прозаическая табула раса, на которой - о ужас! - не видать былых заслуг, а надо нарабатывать новые.
-) Что никто не ответил Дину взаимностью – увы, предсказуемо. Повышенное внимание к собственным персонам в команде Дина известно, непонимание смыслов, которые им транслирует капитан, - тоже. Духовное содержание прощения-отпущения для верующих Сэма и Бобби – тайна за семью печатями, ладно; но недопустимость ковыряния стенки вроде уже обсуждена многократно – и очередной намек опять вызывает у Сэма протест. Ну хочется очень. -))
выступает у нас Дин, в данном случае, ядерным центром такой вот интерактивной парадигмы: формулируя координаты семейственности, формулируя в приказном порядке функциональные этические принципы взаимодействия в этих координатах.
И не только в данном случае и в данных координатах – он вообще по жизни так функционирует, с 1-го сезона как минимум. Наблюдая, пропуская через себя, осмысляя, формулируя, корректируя с учетом опыта и, при надобности, - заставляя подчиняться этим принципам. Чем дальше, тем жестче. Меня, помимо прочего, в очередной раз поражает, что эту работу лидера – не побоюсь этого слова, духовного лидера – Дин делает вне осознания своей истинной роли, зачастую при этом причисляя себя к недостойнейшим образчикам рода человеческого, как и сейчас, например. Просто излагает то, что ему кажется важным, уместным и непременно – простым. И даже не представляет себе, насколько сложна его простота для многих и многих.
обязуюсь ещё поразмышлять над посылами серии (ибо шибко любобытсвенно).
Йес! -)
/Добро пожаловать в наше змеиное гнездышко – надеюсь, вам тут будет уютно. -))/
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
Как-то особой змеистости тут не наблюдается :) Или отсутсвие од и панегириков эпичной-до-гроба любови ВинчесвтерОв ныне за змеистость проходит? Так тогда и ДинДжоныча нужно на сию кафедру доцентом брать, на 1,5 ставки - ибо как-то слабовато у него нынче с эпичностью: какой из зазубреных стандартных аргументов в пользу неотвратимости их совместного "братства" Сэм ни запулит - всё мимо кассы и под аккомпанимет Динова тихого вздоха и старательно отведённых глаз (что в кодировке Диновой кинетики и мимики почти всегда: "я с тобой не согласен, но спорить не буду, потому как бесперспективно, устал я, да и огорчать до невозможности мне тебя пока не хочется").
/И тема незнания своих грехов, освобождающего от ответственности, снова проброшена – после знаковой связки 4.11 – 4.21 и на фоне нынешних убийств по одержимости./
О, тема знания/незнания грехов и, соответвенно невиновности/виновности - видимо, одна из центральных в этом сезоне. Хотя и не принципиально новая в текстопространстве сериала. Заковыка в том, мне кажется, что Дин ещё в 4.21 квалифицированно постулировал - дело не только в том, что ты делаешь (по одержимости ли, по демоническим кайфом ли, так из вредности, с благими намерениями и спасения мира задля), но и в том, кто ты при этом *есть* - монстр. Если от монструозности можно спасти - нужно попытаться (изгнать демона, хлебануть антивампирского супчика, выкурить червяка, задушить в себе палача), а если нет - лучше смерть. НО! Тут снова мрачной тенью становится принципиальное "но": то, кем ты был и то, что ты при этом натворил - остаётся с тобой навсегда и встраивается в структуру личности. От опыта монстрификации нельзя отмахнуться и отгородиться (ну, в непрошибаемом случае Сэма - можно, но вообще - не желательно) - его нужно пережить и подчинить светлой воле души и сознания, а не расковыривать и культивировать. В этой связи красочными метафорами встают Динов адский палач, динов вампир, динов a-stone's-throw-away-from-a-serial-killer, (а теперь, видимо - и Динов червяк) - "праздник", который всегда с тобой - с одной стороны, и Сэмикина Великая Стена и удачная амнезия на предмет бездушия - с другой. И векторы динамики освоения такого опыта у обоих братьев - соответсвующие: волевым усилием не тащить с собой в последний бой (и в светлую мирную жизнь) мрак и грязь собственной монструозности, центробежная динамика прочь от внутреннего чудовища у Дина, и центростремительная (хотя у брата уже язык устал талдычить - брось каку, не колупай стенку!), навстречу будоражещему воображение "зазеркалью" и тому, кто сидит в пруду...эээ... за стенкой - у Сэма.
Ещё более показательной метафорой, в этой же связи, маячит пресловутый Червяк: "одержимость монстром" (читай - концепт-контейнер "monster within" [внутренний монстр]), экзорцизм монстра (изгнание монстра изнутри) и выводы, к которым пришёл Дин по факту всего перечисленного (особенно в свете насущной необходимости обратиться для этого самого экзорцизЬму к своему палачеству): война, вполне возможно, проиграна, едва начавшись - ибо изгоняя монстров, ты сам становишься монстром.
/Любопытно, что из трех одержимых был убит лишь один. А из трех убийц, в свою очередь, лишь один убивал в полном сознании./
ОтветитьУдалитьАрифметика убийц и жертв в этой серии мне всё покоя не даёт. По англоязычному фандому гуляет резолюция, что, дескать, показательно в метафоричном смысле, кто *кого* убил: Дин - Гвен (послушного, исполнительного солдатика армии Кемпбеллов [хотя тут поспорить можно, насчёт послушания]), Сэм - деда (жестокого предателя-мономана), Бобби - Руфуса (инициировавшего его охотника), и соответсвующий вывод фандомом прилагается - каждый ритуально убил худшую часть себя (оставив, надо полагать, в живых - сугубо лучшую, ту, котрая, собсвенно, убивала).
Определённое рациональное зерно в таком раскладе, возможно, есть, но поскольку в аллюзивном фоне серии у нас Агата Кристи, а во фронтоне - концепция вины и ингерентной монструозности, то, думается - куда как концептуально насыщение те *кто* в серии выступил убийцами и сопутсвующие тому обстоятельства. Смотрим: Дин озвучивает глубокий лЫшнЫй нЭпрЫязьнь к деду и кидается на родича с пистолетом - и вот, прыг-скок, через считаные минуты подкрадывается Червяк; Бобби нудит про соу-соу-сорри, выволакивает на свет божий подзапылившийся комплекс вины, который никого не спасёт и ничего не исправит, желаемого и ожидаемого (!) прощения выкляньчить не удаётся (к вящему Бобби удивлению) - вот и получай, фашист (ака Руфус), гранату (ака нож в сердце), заботливо вложенную в руку Бобби червячком. И только Сэмми у нас справляется без посторонней помощи. Ну так этому Дамбо, впрочем, пёрышко, чтоб летать, никогда особо не нужно было, как и демонская кровь. Показательный весьма моментик. Как и показательна, в этой связи, неоднозначность условий убиения дедули - вроде бы, самозащита, а вроде бы как посмотреть... У меня вот мысль настойчиво теплится, что дед одержим червяком в непосредственный момент убийства, всё-таки не был (из-за маркера слизи этой мутной, который как-то несистемно работает, причём один асистемный случай почти наверняка - заведомый обман [Бобби уже был "под червяком", когда себе ушки проверял - мог и не тщательно ковырнуть]), но, думается, концептуальная заковыка, как раз не в том, одержим ли был дед, а в том, что Сэм был в трезвом уме и (не)светлой памяти. И вторым делом опосля предложеной братом индульгенции, которая работала только в ограниченных условиях (если Сэм неодержим, а дед - да), ринулся к своим любимым аргументам - "а что бы сказала мама?". Что, снова-таки, в характеризационной схеме Сэмми прочно утвердилось как вербальный код для поиска подходящего железобетонного экскьюза - "мама" в Сэмином сознании до сих пор говорила только то, что Сэмми было приятно и желательно слышать.
/Исповеди грешников Дину, конечно, ни к чему, он сам нуждается в прощении. При этом ни на кого не перекладывает функцию отпущения./
ОтветитьУдалитьСогласна полностью!
Риторика Дина в последней сцене (как, впрочем, и всегда) - весьма примечательна. С одной стороны - отпущение и прощение это пресловутое, которое в контексте ощущаемого (или прогнозируемого) Дином близкого конца. С учётом так часто упускаемого из виду фандомными ракурсами когнитивного и этического механизма прощения, суть первого, пускового этапа когорого - ПРИЗНАНИЕ и ОСОЗНАНИЕ субъектом ВИНЫ тех, кто подлежит прощению (сиречь Сэма и Бобби, в данном случае). С другой стороны - blanket apology, которое совсем не то же самое, что blanket pardon (более "традиционная" коллокация). Потому как Дин сам просит о прощении и отпущении. До сих пор, извинительную мордочку и соу-соу-сорри по факту очередной космического масштаба лажи у нас кроил Сэм (а теперь и Ббби туда же подался) - ни секунды не сомневаясь, что прощения он *заслуживает*, стоит только попросить хорошенько (а если ещё и починить всё - так уж тем более). Дин ещё в 4-м сезоне (в той самой 4.11) вывел для себя тезис, что прощения и искупления его прегрешения не заслуживают - настолько они велики (что не отменяет в его глазах необходимости спасать человеков - просто решил, что ему самому от этого ни лучше, ни легче стать не должнО). А уж как про первую печать узнал - и подавно. И вот Дин, едва ли не впервые, говорит об извинении не только для других, но и себя включая в термин. Думаю вот, кроме очевидного фактора обречённости и близко замаячившего того, что хуже смерти, тут ещё и разъяснительная работа Лизы и Бена прослеживается, в том её аспекте, который заставил Дина задуматься "чего ТЫ хочешь - от тех, кого считаешь семьёй?" Только в этом формате семейки Дину того, о чём он просит - не получить. И Бобби, и Сэм единодушно пропустили мимо ушей, что Дин говорил и о себе в контексте прощения, а может быть - в первую очередь о себе, дружно сконцентрировавшись на собственных драгоценных прегрешениях.
/такое обнуление счетов не делает должников невиновными, но позволяет работать, не боясь долговой ямы. Дин вроде об отпущении грядущих грехов, каковы бы они ни были, ничего не говорил. Хотя мелькнула у меня испуганная мыслишка: спич его был краток, как всегда, когда Дин излагает простые (для него) вещи, а ведь слушатели могли понять и в том смысле, что раз уж их жизнь так коротка и печальна, то можно и впредь не особо заморачиваться моральными нормами./
Золотые ваши слова! :)
В принципе, забавно наблюдатть за фандомной реакцией на последний Динов монолог. Ибо, фактически, Дин задаёт очень жёсткое условие дальнейшей характеризации Сэма - по критерию отношения к выданому "чистому листу", который можно воспринять как должное и как карт-бланш на дальнейшие художества, а можно - как щедрый, незаслуженный дар, который каждой секундой бытия надлежит отработать (правда, Сэмми Дину ещё за кладбище Сталл должен, и за душу - и всё как-то не торопится долги отдавать). Что-то мне подсказыает, Сэмми опять пойдёт по первому сценарию, накрепко отрезая персонажу пути хоть к какой-никакой личностной эволюции.
Остапа, как водится, несёт дальше :)
ОтветитьУдалитьКолдовская какая-то серия: чем больше думаю, тем больше она мне 3D голограмму напоминает, которая без известной потери смыловых измерений в "плоскость" текста просто так не переводится.
/Но почему тогда раз за разом исключение делается для Сэма, у которого и с порождением нечисти, и с предательством своих – во всех перечисленных смыслах, – и с ответственностью давно не слава Чаку? Сдается мне, здесь опять лукавый кульбит с понятием семейственности. /
Мне тоже так сдаётся. Но и эта серия, мне кажется, поиграла с диалектичностью восприятия семьи-по-крови и семьи-по-выбору. Диалектичностью в том плане, что каковы бы ни были логические и этические предпосылки вычеркнуть "незаслуживших" кровных родственников из структуры концепта семья - теоретически это сделать гораздо проще, чем практически. Дед Дину чужой, как и Дин деду - но так глубоко задело предательство именно потому, что таки дед. Дин говорит о необходимости "заработать" семейственность, а Бобби эхом отзывается, что негоже парням смотреть на трепанацию родного деда. Дин упирается, но ведь всё-таки уходит.
А с Сэмом (да и с Бобби) Дин куда крепче и куда дольше себя ассоциирует, чем с дедом.
Вот и получается, что в концептуальную оппозицию семья-по-крови vs. семья-по-выбору вплетается схема "ядерная семья" (Брейдены, Сэм, Бобби, Джон) vs. "переферийная семья" (Адам, дед Кэмпбелл, другие охотники ака "братья по оружию") (независимо от кровных уз). И продуцент когнитивной и эмоциональной структуры (Дин, в нашем случае) склонен тем, кто входит в определение "ядерной семьи" предлагать гораздо более лояльную политику "кредитования". Боюсь, это неизбежный, хоть и невыгодный для "кредитора" перекос. Другое дело, и тут, думается, вы совершенно правы, сам факт, что Дин *вслух* перевёл разговор о семье и семейной привязанности из семантической плоскости "по умолчанию" в плоскость "нужно заслужить и заработать" уже очень показателен. Да, Дин может (и, видимо, ещё будет) выдавать эмоциональные авансы, продлевать сроки "выплаты" кредита доверия и лояльности, "реструктурировать долги" тем, кого осознанно *назначил* ядерным кругом своей семьи, но халява стермительно заканчивается и спрос будет соответсвующий. Именно потому, что Дин сам себя нынче числит должником - у Лизы и Бена, которые ЕГО осознанно ввели в ядро концепта "семья" (совершенно по его мнению незаслужено) и с готовностью выдали беспроцентный эмоциональный кредит.
/умничка Адам не растолковал того же подробно для тех, кто не сумел сделать собственные выводы из многочисленных семейных историй сериала. /
ОтветитьУдалитьАдам и его пламенная позиция на предмет "заслуженности и незаслуженности" семейственности в нынешнюю переоценку Диновых семейных ценностей вообще прелюбопытно вписывается. Снова-таки, с точки зрения дихотомоии: "продуцент"-"реципиент" концепта [cемья]. Адам Дина с Сэмом (и Джона до кучи) в свой концепт не вписывал, как и себя - в их, и тем не менее был удивлён и обрадован, что Дин его, незаслужившего, "посчитал". Дин и деда "посчитал" изначально - только деду это ни радости, ни совести не добавило. Тут ещё, мне кажется, принципиальная разница в Диновой позиции относительно того, *кому* он готов выдавать "кредит" семейственности: Адам в представлении Дина автоматически квалифицировался "подзащитным", "ребёнком" (к тому же - "жертвой" ангельских манипуляций), независимо от кровного родства; дед, "взрослый", из разряда Диновых подзащитных вывернулся очень быстро и осознанно, да и жертвой был разве что собственной слепой и упрямой мономании. И вот два противоположных результата при сходности (анти)семейственных посылок: Дин, (по модулю значения концептуально "чужой" и Адаму, и деду) брата Адама, которого Дин едва знал и который родства особенно ничем заслужить не успел (кроме попадения под "раздачу", предназначенную Дину) по-прежнему считает личной ответсвенностью и виной, а деда, который тоже родства не заслужил - Дин и сам убить намеревался, и оплакивать особенно не стремиться. В свете того, что под конец 5-го сезона Сэм в представлении Дина *официально* першёл в категорию "взрослый" и "сознательный" - младшенькому есть о чём нынче задуматься. Мало то, что кровное родство безусловной лояльности и всепрощения Дина больше не гарантирует, так и внеродственный статус "подзащитности" может быть, оказывается, отозван в силу осознанного упорствования подзащитной стороны в своих не подлежащих, рамках Диновых принципов, защите заблуждениях.
WaterFowl
ОтветитьУдалитьотсутсвие од и панегириков эпичной-до-гроба любови ВинчесвтерОв ныне за змеистость проходит?
Разумеется! Самый главный симптом нашей гадючести, по фандомным критериям. Ить шоу-то – о патологической асисяй, а мы тут нечто альтернативное и попендикулярное народному фарватеру обсуждаем. -))
Так тогда и ДинДжоныча нужно на сию кафедру доцентом брать, на 1,5 ставки
Я только "за"! Но, боюсь, Дин в нетях все больше по базам данных да торрентам шныряет, блогосфера и социальные сети для него темный лес… Как-то не нуждается он в виртуальной самореализации. -)
слабовато у него нынче с эпичностью: какой из зазубреных стандартных аргументов в пользу неотвратимости их совместного "братства" Сэм ни запулит - всё мимо кассы и под аккомпанимет Динова тихого вздоха и старательно отведённых глаз
ППКС. Отличное описание творимого ныне Динкой антиэпичного беспредела. -) Забавно наблюдать, как насторожены зрительские массы: тугезер налицо, но какой-то он не такой, как мечталось. Ох уж эти ляпы сценаристов и тупость невесть откуда взявшейся Сары. -))
центробежная динамика прочь от внутреннего чудовища у Дина, и центростремительная (хотя у брата уже язык устал талдычить - брось каку, не колупай стенку!), навстречу будоражещему воображение "зазеркалью" и тому, кто сидит в пруду...эээ... за стенкой - у Сэма.
Как всегда. Чтобы одолеть монстра или хоть попытаться, сперва надо его классифицировать как монстра. Кроме того, его желательно искренне ненавидеть. Но ведь сила зверя – такой соблазн… В черно-белой системе Дина все следящие и реагирующие приборы работают в едином режиме: зверье опознается-оценивается всегда стандартно и вызывает отторжение и блокировку на всех уровнях, от инстинктов до сознания. Это у него полуавтоматические функции, чтобы их сломать, надо долго вкалывать – Алик не даст соврать. У Сэма в системе вечный раздрай: и страшно, и заманчиво, ведь столько всего занятного в его неизведанной внутренней саванне бегает… вдруг там есть что-то полезное? Он парень практичный. Но что сказала бы мама? (Сразу вспоминается линдгреновский Малыш: "Что скажет мама? Представляю, как рассердится папа. – Ах, Малыш, Малыш"… -)))
Соответственно, и с опытом монстрификации у него неладно. То есть опыт огромный, Дину завидовать впору, но выводы никак не даются. Пока, кажется, все, что Сэм из него вынес – это вера в брата, каковая становится Дину… ну да, обузой. -) Нет чтобы, вместо ковыряния стенки, поковыряться в своем доильчестерском и досталловском экспириенсе и усвоить как следует его уроки, - так ведь ужасно интересно все то, что неизвестно. Если Дин прожил свой опыт палачества еще раз, на ином уровне, пристально его изучая уже не в адских условиях, то Сэм категорически не желает вспоминать нехорошее. Сумел же он после пятилетних борений удачно загладить-искупить, и лучше сосредоточиться на этом приятном факте, не углубляясь в исследование приведших к необходимости искупления причин.
По сравнению с сэмкиной скользящей, релятивистской этикой буратинкина прямота – просто отдохновение глазу. Почему у меня все вертится в уме новоязовская триада Оруэлла – "самостоп, чернобелый, двоемыслие"? "Сознательно преодолевать сознание и при этом не сознавать, что занимаешься самогипнозом, - вот в чем самая тонкость". -))
война, вполне возможно, проиграна, едва начавшись - ибо изгоняя монстров, ты сам становишься монстром.
ОтветитьУдалитьБоюсь, это было уже лишь закрепление вывода, сделанного Дином раньше. Вывод же гласил – цитирую вас: "Дело не только в том, что ты делаешь, но и в том, кто ты при этом *есть* - монстр". Здесь опять знаковая перекличка с озвученными в 4.11 – 4.21 важнейшими постулатами, вывернутыми уже иной стороной. Сознавая себя человеком и так же сознательно подражая монстру из каких угодно побуждений, ты – преступен; но сам монстр неподсуден, ибо ведет себя бесхитростно, согласно своей природе; его можно уничтожить, но нельзя перевоспитать. Теперь, однако, оказывается, что монстр живет в каждом охотнике неотъемлемой частью, и даже осознанный – не поддается контролю или волевому самоэкзорцизму. В Аду можно мечтать и наслаждаться; правда, мечты и наслаждения весьма темного свойства, - и все же. В чистилище бушуют только низменные инстинкты, зло и насилие, и жизнь охотника есть такое чистилище, которое нельзя тащить к нормальным людям.
Но охотники все-таки нужны. Значит, нужны и монстры, которых Дин не перестает ненавидеть – как внутри себя, так и вне? Или, по крайней мере, их можно терпеть? По какому критерию вести отбор, кому выдавать чистый лист, кого заносить в расстрельный? Как детям Матери бороться с Матерью?
От четкого заявления "Я не такой" Дин за четыре серии (6.02 – 6.06) пришел к не менее четкому пониманию: именно *такой*, и место ему только с *такими* же. И, однако, он продолжает сопротивление монстру, как всегда, без надежды на победу, возможно, даже не очень осознавая, что сопротивляется. Как он будет решать эту новую головоломную задачку – будем видеть; почему именно он взвалил ее на себя – вообще не вопрос: а кому еще? Ведь Дин, по большому счету, чуял неладное еще до 6.01, что и зафиксировано в беседе с внутренним ЖГД. Думаю, здесь не без нарастающего влияния Мамочки (реакция на отмененный небесный сценарий - активизация нечисти на фоне "все дозволено" - пошла, видимо, сразу после 5.22). Но у Дина есть и личный, скажем так, интерес в этой проблематике, тесно связанный с новым этапом его жизни, новой ответственностью, преодолением активизировавшихся старых вызовов ради нового начала. Фишка в том, что отбросить Темный мир невозможно: он – оборотная сторона Светлого. (Так же нельзя и истребить в себе биологическую природу, поддерживающую духовное начало, не перестав быть человеком.) Дин был не против остаться в шоу-реальности Балтазара, лишенной магии; но в ней, помимо моджо и прочих сверхъестественных опций, нет и магии человеческих отношений. Отбросить Свет, полностью уйдя во Тьму, значит обессмыслить сам уход. Их нужно связать новой связкой, на которую способен только Дин. Вторую сторону связки обеспечивает Лиза. Понимающая, что Дин "хочет быть и здесь, и там" и предложившая игнорить установленные правила выбора: "Мы будем ждать, а ты приезжай, когда захочешь, только целым".
Чтобы стать такой новой связкой, Дину самому нужно обрести цельность. Ему есть над чем работать. -)
каждый ритуально убил худшую часть себя (оставив, надо полагать, в живых - сугубо лучшую, ту, котрая, собсвенно, убивала).
Англоязычный фандом жжет не плоше нашего. Исходя из изложенного, в их сериале уже наступил финал, где Зло решительно побеждено Добром. -)) Список "худших частей", в котором послушание мирно соседствует с предательством, тоже впечатляющ. На самом деле жертвы червяка тоже заслуживают внимания, мне кажется. И сами по себе, и их взимоотношения с убийцами.
Самый странный пункт здесь, конечно, Гвен. Которая вначале была вполне себе Кэмпбеллихой и разделяла с семейством презрение к обывателям. Не то чтобы она их зауважала, но с Дином у нее наметилось некое сближение, причем по ее инициативе: она извинилась за наезд, когда ее оставили на шухере, она же не сдала его Деду, когда Дин отлучился с поста. После знакомства с Кроули ее безграничное доверие к Сэмюэлю явно пошатнулось. Девочка была небезнадежна; Дин убил ее сразу после того, как зафиксировал ее непричастность к дедовым преступлениям…
ОтветитьУдалитьИ тем не менее она была охотницей – по крови и по духу. Кэпбеллом до мозга костей. Стало быть, убийцей. Как и все они, кого Дин теперь, кажется, ненавидит – начиная с себя, тоже Кэмпбелла ("Похоже, в нем наконец проснулся Кэмпбелл", сказал Дед, озирая заваленное трупами гнездо Бориса в 6.05). Возможно, это червячок и растормозил.
Проще всего с Дедом – его попытка выстрелить в Дина как-то не удивляет. Этому для одержимости никакой червяк не нужен, он давно и открыто объявил, что Дин ему не внук, а опасный, угрожающий его планам чужак, носитель непонятной, враждебной идеологии. Опять же – внучку убил, глядел нехорошо… -) Потому, наверное, и не очень понятно, в какой именно момент он был одержим, а в какой – нет: фиг отличишь дедушку от герпеса, ибо сам себе зараза. Ну и, конечно, непростивший Руфус, убитый своим непрощенным другом, которого не просто инициировал как охотника – спас, научил всему, журил за ошибки и насмешничал. Помимо собственно непрощенности, тайные мотивы нелюбви, неприязни, раздражения к спасителю и наставнику – с учетом поразительной параллельности этой пары паре Винтов и замечательного боббицентричного эпа 6.04 – явно имелись.
Сам Дедуля, помимо того что момоман и предатель, еще и носитель страшных сэмкиных тайн. Красноглазку Сэм тоже когда-то в лоб поразил.
Что текущее состояние убийц повлияло на событие – это безусловно, тут ППКС. Только Руфус снова выделяется из коллектива: почему герпес обошел его, до сих пор обвиняющего Бобби в гибели *ее*? Может, потому, что Руфус не скрывал ни своей боли, ни своего гнева, но не прятал их от себя самого? Или же просто кардиостимулятор отпугнул – электричество все-таки? -)
"мама" в Сэмином сознании до сих пор говорила только то, что Сэмми было приятно и желательно слышать.
Оправдания и благословения, да. Что ж, Дин и на сей раз с ролью мамы справился ровно наполовину: утешить утешил, но с подтекстом. -)) Очень важное наблюдение в свете эпизода и всей текущей арки, кстати. Образ мамы Мэри, благословляющий сына на безопасную жизнь/правосудие любой ценой/убийство ее отца – и Мать, не предающая своих детей-убийц, в отличие от папы. Монстры жаждут ее чуткого руководства, как Сэм – символического одобрения. Если расценивать Сэмюэля как продолжателя и концентрат линии отца/старшего предка, то занятным образом мотив сыновнего бунта вплоть до отцеубийства по-прежнему висит на Сэме. И на сей раз – реализуется, потому что на сей раз Дин не против, а вовсе даже наоборот.
Только Дин знал основания для приговора, Сэм же сперва выстрелил в одержимого и лишь постфактум засомневался. Нашему Дамбо для полета по-прежнему хватает хороших намерений.
blanket apology, которое совсем не то же самое, что blanket pardon
Очень точно подмечено. Не помилование, не оправдание, - именно отпущение (ибо есть что отпускать), с пояснением – почему и зачем: жизнь коротка, ее остаток нельзя тратить на копание в старых опасных отходах. И непременно – взаимное, иначе не сработает! Как не срабатывала сила любви без отклика в 5-м сезоне. Мы – семья (равные, заслужившие друг друга); наши грехи взаимно обнуляются в наших и только наших глазах, чтобы не тащить за собой хвост еще и этих внутренних угроз на амбразуру.
Обожаю сценаристов: умеют ведь компактно встроить в пару реплик кучу смыслов. -)
И вот Дин, едва ли не впервые, говорит об извинении не только для других, но и себя включая в термин.
ОтветитьУдалитьПрипоминаю два случая: в 1.22 Дин попытался вроде как исповедаться Сэму за первое убийство. Тот, конечно, тут же виновного амнистировал: у него же не было выбора, священная сэмова жизнь была в опасности. (О, это великое: That's because we have no other choice! – выкрикнутое куда угодно, только не в камеру. -)) А спустя пяток серий безмятежно называл убийцей Энди, который тоже спас две жизни, включая динову.
И в 4.15 Дин представил на суд подружки-Смерти свою робкую, неуверенную надежду: вдруг Тот, кто наверху, отпустит грех – ибо кто, кроме него, вправе отпустить такое?
Нет больше надежд, нет иллюзий насчет возможности прощения - осталась лишь семья убийц, в которой предстоит провести короткий остаток жизни, сделав то, на что хватит времени и сил. Чтобы провести его с какой-никакой пользой, и нужен этот обмен чистыми листами – только для внутреннего пользования, ибо от реальных грехов их взаимное извинение никак не избавляет. Но тонкий намек Дина, по обыкновению, не был услышан чуткой родней с Темной стороны. А настаивать он, понятно, не стал.
Первая строка в чистых листах заполнена. -(
Колдовская какая-то серия: чем больше думаю, тем больше она мне 3D голограмму напоминает, которая без известной потери смыловых измерений в "плоскость" текста просто так не переводится.
Угу, авторы позаботились, чтобы мы не остались без домашнего задания на хиатус. -)
каковы бы ни были логические и этические предпосылки вычеркнуть "незаслуживших" кровных родственников из структуры концепта семья - теоретически это сделать гораздо проще, чем практически.
Именно потому, что структура эта построена на взаимности, на обратных связях: кровный аванс в генетической лотерее выдается не только твоим близким, но и тебе самому, и как ты им распорядишься – войдет в список уже твоих заслуг. Дин, как правило, об этом не думает, он склонен открывать почти безграничные кредиты и отрабатывать свои с колоссальными процентами, но когда злоупотребления превышают критический предел - все же вспоминает ("Я не заслужил того, что отец взвалил на меня!").
Насчет "кредитного перекоса" все верно. -) Особенно это было заметно в первых сезонах – кредитор сам пугался своей лояльности, понимая, что это не к добру. И помаленьку ее преодолевал; 2.08 и 5.22 – этапы этого большого пути. Правда, я бы не включала сюда Брэйденов – не только и не столько по кровному параметру, сколько по взрослости персон и отношений в этой Семье, по царящей в ней свободе в самом лучшем смысле слова. Они не повязаны ничем, кроме добровольного выбора – в котором разум участвует не менее сердца, учитывая и заслуги, и косяки. Они вольны прощать и отпускать, решать и требовать, и пользуются этим. Динкино "Ты знала, на что шла" и явная вспышка ревности – добрые симптомы, на мой взгляд. Но и Лиза может шугануть нерешительного любимого пушкой, и Бен способен задать прямые вопросы и вынести откровенный вердикт. Все трое – узники родства куда более глубокого, чем может обеспечить кровь, все в какой-то степени – отражение и эхо друг друга, чуткое и понимающее. В родной семье Дину подобное не снилось. Он возвел на Чака напраслину, жалуясь Касу в 5.22, что остался без приза, - такие награды в купидоновом ведомстве не выдаются, это уровень повыше. -)
Еще важный момент – фон, на котором сейчас развертывается тема семейственности. Предельное выражение прочности кровных уз – нечисть, поделенная на кланы по Альфам (заботливым, чующим своих на любом расстоянии праотцам), и всеобщая Мать, любящая и преданная своим детям, к которой стремятся твари со всей планеты без различия узкородственных примет, от дальневосточных оками до исконно американских драконов. -)) Не слишком обнадеживающая параллель для традиционного семейного концепта. Возможно, еще и поэтому Дин противопоставляет генетическим кредитам заслуженность как один из критериев человечности и способ сохранить ее? Родного деда, который недостоин даже минимального посмертного уважения внуков, - "братьям" по темному ремеслу Руфусу и Бобби? Ведь заслуги в этом контексте - показатель духовной, сознательной работы людей на взаимное/общее благо, в отличие от стремления биомассы попользоваться друг другом по праву родства. И заслуги, помимо прочего, нужно подтверждать – одного спасительного раза недостаточно. Кредитование заработавших доверие может и должно быть не менее, а более щедрым, чем получивших его на халяву. Даже тех, кто платит проценты нерегулярно, но хоть иногда вспоминает о них. Вспоминать, однако, необходимо.
ОтветитьУдалитьДин сам себя нынче числит должником - у Лизы и Бена
Он и у Смерти в должниках, и у Адама, и, опять же, у не подозревающего об опасности человечества – и опять он банкрот. Но все же вряд ли его собственная неплатежеспособность вызывает повышенную требовательность к другим. Просто Дин понимает, как она бьет по его кредиторам – с одной стороны, кем делает самого должника – с другой. Ведь не платить – это не по-человечески (в 3.15 был шикарный набросок на эту тему). Поэтому все, кто может, да не пренебрегают шансом заслужить свою семью – раз уж Дин этого шанса лишен.
Тут ещё, мне кажется, принципиальная разница в Диновой позиции относительно того, *кому* он готов выдавать "кредит" семейственности: Адам в представлении Дина автоматически квалифицировался "подзащитным", "ребёнком" (к тому же - "жертвой" ангельских манипуляций), независимо от кровного родства
Точно. Дин очень серьезно воспринимает ответственность старших перед младшими и защитников перед обижаемыми ("большая сила – большая ответственность"). Он даже малыша-шифтера берет под опеку – потому что тот еще не монстр, дети монстрами не бывают. Хоть и знает не понаслышке, насколько сильны дети и на какие взрослые поступки они способны. Но в случае с Адамом есть и другие резоны. Помимо личной вины Дина – он своим сопротивлением подставил брата, не вытащил его из гримерки Зака, в конце концов, это он когда-то брякнул: "Убьем Люцифера, убьем и Майкла, если понадобится", - и слово стало делом, заплатить за которое пришлось двумя братьями.
Еще перед Адамом кругом в долгу папа Винчестер. Дин – правопреемник Джона и, похоже, с векселями дорогого родителя никогда не разделается.
Ну и наконец, не хочется сбрасывать со счетов тот намек на отменное взаимопонимание, единство взглядов и оценок, который возник в единственную человеческую встречу братьев. С гулем у Дина взаимосимпатия никак не вытанцовывалась, в отличие от Сэма, - поначалу он, видимо, грешил на собственную зависть-ревность и всяко принуждал себя к объективности, на деле же, видать, внутренние детекторы голосили: враг рядом. А с реальным Адамом вышло все наоборот: у самого старшего и самого младшего живенько завязалась беседа, на обочине которой мгновенно остались ничего не понимающие (и не одобряющие) Бобби и Сэм.
Возможно даже, в кредитном перекосе, помимо личных привязанностей, играет роль еще и собственная внутренняя взрослость опекаемого, не зависящая от паспортных данных. Всех не спасти, как резонно заметил Сэм когда-то, и в ситуации выбора – хоть это и чертовски несправедливо – Дин выбирает того, кто объективно слабее, чья низкая сопротивляемость нуждается в поддержке. По этому параметру Сэм – вечный младший и подзащитный. В темной семье Дина Сэм и Бобби не намного прекраснее духом, чем Джон и Кэмпбелл, но они слабые, а те – сильные. Поэтому же первые двое способны к перемене знака – с минуса на плюс, вторые – невоспитуемые. В 2.08 Дин предпочел отцу Сэма и Айвена, в 3.10 спас Бобби и обвинил Джона; в 6-м сезоне, уже доказав свою способность пожертвовать Сэмом и отнюдь не собираясь повторять ошибку 2.22, спасал не жизнь Сэма, а его душу – буквально. Может быть, в выборе между светлой и темной семьей это соображение тоже играет роль: Сэм и Бобби слабы и неопределенны в знаке, Дин им сгодится и такой, какой есть; Брэйдены сильны хорошей, доброй силой и в опеке убийцы не нуждаются – он скорее угроза, чем защитник для них.
ОтветитьУдалитьВ свете того, что под конец 5-го сезона Сэм в представлении Дина *официально* першёл в категорию "взрослый" и "сознательный" - младшенькому есть о чём нынче задуматься.
Вспомнилось, как серьезно Дин внушал юному колдуну Гэри: мол, будь ты совершеннолетним – нам бы пришлось тебя убить. А Сэм не менее серьезно кивал в подтверждение. -) Да, свершилось, слово произнесено – вырос и перерос, - и… новая, ответственная жизнь все как-то откладывается. Сперва Сэм свершил давно запланированный подвиг, место для коего старательно себе приготовил. Потом, в ходе подвига, с ним приключился… ну, скажем, несчастный случай с последующей инвалидностью. Травму Дин вылечил; теперь, стало быть, идет посттравматическая реабилитация с противошоковыми мероприятиями. -) Но, безусловно, объявление принципа заслуг превыше родства, вкупе с новым чистым листом, невосторженные реакции Дина на сэмову аргументацию братством, да после прецедента 5.22 – все это должно бы подвигнуть Сэма на размышления. К сожалению, я тоже пока не вижу признаков задумчивости Сэма на эту тему. Кажется, он искренне считает, что осчастливливает брата уже тем, что не бегает по демоницам, умеренно слушается и держится за него зубами. В остальном же он и так хорош, чуток и сострадателен, разве нет?
Страшно издевается над нами гад Крипке, постулируя "впервые за долгое время сильную и слаженную команду". -) Творцы обеспечили эту слаженность такими железобетонными резонами, таким внешним и внутренним давлением, что и не знаешь – ругаться или аплодировать.
Терпи, Динка, терпи. Страданиями душа совершенствуется. -(