16 февр. 2011 г.

Синдром потребителя

,Если для тебя все так сложно в сериале
?может, лучше тебе его не смотреть
Миша Коллинз

   Глас вопиющего в фандоме. Один, второй, третий...
   Прогресс фандомного неадеквата докатился до некой красной черты - пошла ответная реакция команды. Кажется, эра легкой нетолерантности началась с великого вопроса: "Какое шоу вы смотрите?!"  Потом были Сара с ее ироничным реверансом в сторону "определенных сегментов аудитории" и Спейт-младший с его великолепным шаржем на эту странную фанатскую любовь. Уже и Миша готов жертвовать зрительским количеством ради качества.

   Да зритель-то не готов жертвовать своим скромным комплексом превосходства над кучкой убогих фикрайтеров из Бёрбанка. Ибо познал дао и выбрал-таки самый душераздирающий из всех эмо-вариантов: глумление тупого, необразованного графомана, коллективного мэри-марти-сью, над светлой Фанонной Идеей и не менее светлыми Ликами Кумиров, нахально подсунутое трепетному даосу под видом 6-го сезона.

   Неа, я не утрирую. К сожалению. 

   Бесконечная история раз, она же два... Дали, несомненно, будэ, не переключайте ваши компьютеры. Простейшая замена: вместо понимания - объяснение. Тоже простейшее и льстящее самолюбию объяснителя. "Слушал я вас долго и внимательно и понЯл - ну и дураки же вы все" (с). Допустить, хотя бы в порядке "humor me", что вселенная, реальная или чакова, устроена чуть сложнее, а ее устроители разбираются в ней чуть лучше, чем представляется тебе; что бесит тебя не ее превращение в фанфик, а ее несовпадение с фанфиками, принимаемыми тобой за канон; что, попросту говоря, ежели ты чего-то не понЯл, то, вполне возможно, - ну, в виде исключения, - дураки не "все", а ты... Нет. Нереально. Не по фэн-шую и соционике. Карму портит и настройки типирования сбивает. Некомфортно, короче.

   Лучше так: идея - дерьмовая, сценаристы - безграмотны, логика - отсутствует. Ежели я не понимаю прямо сейчас касовых странностей, значит, туплю не я, а создатели. Ежели они потом коварно объяснят все ангельским интриганством - придумаю, почему эта интрига тупа, безграмотна и нелогична. Опыт есть. Ведь почему плоха сцена с мечом? Потому что Сара - бездарная, глупая сэмодевочка. А почему она сэмодевочка? Потому что это все объясняет как нельзя лучше и к полному удовольствию даоса. Какие еще резоны нужны?

   Так в сериале все становится просто. Можно смотреть дальше, наслаждаясь не им - собой. Не печалься, Миша, это бесконечная история.

   Или вот Мама. Едва взлетев из бездны, уже вызвала глубоко интеллектуальный негатив масс.Ужо напишу я про вашу Маму, грозится суровый даос, познавший, ессно, и всю мифически-архетипическую суть, и грядущее ее искажение. Ибо искажению априори быть, нешто бёрбанкские придурки воплотят эту Маму так, как постиг ее даос? Нешто они, посмотревшие пол-"Пилота" и прочитавшие пол-Фрэзера, разбираются в том, что пишут-играют-снимают? Нешто Эклз, говорящий о все более глубоком смысле шоу, и Шеппард, назвавший сезон гениальным, и все эти Эдлунд-Сингер-Гэмбл с каким-то Крипке за компанию умнее целого просветленного, но ни фига не въезжающего в любимый киноконтент фаната? Не смешите даосские подковы.

  Даос и не заметил, что все про Маму уже написал.

   Печаль моя в том, что люди ведь неплохие, и неглупые, и наблюдательны порой, и самокритичны местами. В отделение тяжелой клиники я давно не заглядываю - пресытилась. Откуда эта - не слепота, нет, ее истоки мне из личного опыта известны, - но упорное нежелание сменить ракурс хотя бы в порядке эксперимента: вдруг неразличимое станет явным? Тогда придется перебрать свои четки-мнения и, возможно, сменить иные бусины. А это - труд. Работа извилин, куда более энергозатратная, чем простое перекатывание старых добрых четок в пальцах и мозгах. Монотонное, привычное, успокаивающее.

   Сохранение энергии - мощный мотив всего живого и неживого. Но ведь ее расходование на эволюционные надобности кроме убытков приносит и профиты. Проверено. Почему же простейший (имхо) и неизменный (шестой год в шоу, тысячелетия - в истории культуры) прием (повторение форм при замене сутей) вызывает в неглупых сегментах такую однотипную реакцию выплескивания из лохани ребенка? Одни и те же приемы, бидкаются фаны: Дин мучился после Ада - теперь Сэм будет мучиться; динов Ад был показан через зрачок - теперь так же показан сэмов...

   О совершенно разном содержимом внешних повторов открыто предупреждают создатели в кадре и за кадром. Всуе. Молчит фандомная пустыня, вздыхает о своем, о женском. Лелеет память о четырех одинаковых походах на перекресток и дважды четырех одинаково трудных месяцах Сэма без Дина. Ругает Сару за отсутствие нуара, объявленного и разъясненного Эриком. К черту подробности. У наррода свое видение формы, содержания и, главное, авторской беспомощности. В пустыне обильно взрастают кактусы, от их колючек так хорошо плачется...

   Или вот - да, невыразительность актерской техники богато компенсируется иными средствами выразительности (операторской, осветительской, монтажной бригадам - поклон). Ибо создатели давно знают возможности каждого и рассчитывают на них. НО. Так ли уж неоправданна здесь сэмова "первосезонность"? Это ляп сценариста, актера, или, быть может, имманентный фон персонажа? Он пережил, он усвоил, он не должен быть таким... Да ведь будь Сэм способен переживать-усваивать - кина бы не было. Давно. Нешто не строил он паппи-айзы и в 5-м сезоне за считанные минуты до полуночи? Дин в него тогда чуть чашкой не запустил, и я с ним за компанию. Скудные трофейные мудрости, изредка и с трудом извлекаемые Сэмом из богатого опыта, налицо и наперечет. Мало? Это Сэмми, господа, Сэмми как он есть. Который всю серию ведет себя как всесезонная девица (во флэшбэках - как буратино) и лишь к финалу на миг замирает, будто напоролся на чудо света, заслышав от Дина: "Я просто хотел, чтобы ты чувствовал себя сносно; не будь сучкой".

  Этот краткий ступор перед внезапно открывшейся герою несложной истиной чертовски хорош и значителен. Симу лев, сказали бы евреи, - обратите внимание; дословно: "приложите сердце". Потребительские сегменты ведь любят внимать-понимать сердцем?

  *свирепо*  Нет, я таки напишу это ревю!..

5 комментариев:

  1. Кажется, эра легкой нетолерантности началась с великого вопроса: "Какое шоу вы смотрите?!"
    Бэкки Роузен и того ранее случилась. При всем крипкином слишкомуважении к фандому, фандому таки выразили)
    А Миша молодец. Это он на последнем Коне такое изрек?

    Лучше так: идея - дерьмовая, сценаристы - безграмотны, логика - отсутствует.
    Занятно, при всем том, что вот у Крипке оно кое-как и местами да, а у Сэры неее, категорически нифига, даже рядом не валялось. Крипкину мягкую и не лишенную юмора нравоучительность за непомерно длинные уши кое-как удавалось дотягивать до необходимого фандому восприятия, сэрин неприкрытый железобетонный сарказм не тянется вообще никак и никуда) А идея как не была принята, так и остается непринятой по сей день.
    Меня масштабы народного негодования впечатляют. Быть может, конечно, не по тем дневникам и форумам я лазаю. Дык других-то особо и нет, а взгляды и тенденции на буржуйских ресурсах, судя по всему, не шибко-то разнятся с отечественными.

    Едва взлетев из бездны, уже вызвала глубоко интеллектуальный негатив масс.
    Мама народу не по нраву пришлась? Слишком в лоб, незатейливо и даже где-то штамп?
    Вряд ли это баг, это как раз фича сей матушки.

    Ревю таки да, надо бы. Финал уж очень порадовал. Не оказалась бы радость привычно недолгой.

    ОтветитьУдалить
  2. Mirra
    А, ты таки не смогла пройти мимо этих заседаний партии кактусогрызов, с их пламенными обличительными речами и безапелляционными постановлениями. -)) ППКС.
    Я вчера, их поминаючи, ругала себя: опять-де на фандом съехала, делать мне больше нечего. Но совсем отрешиться - да, не выходит. С некоторых пор стала ловить себя на том, что тяжелые отделения мне навещать легче и забавнее - тамошний контингент, в силу своей безнадежности, давно уже перестал вызывать что-либо, кроме здорового смеха (иное дело, что ходить туда надоело и недосуг).
    А тут ведь действительно обидно за людей с душой и мозгами, непрошибаемо уверенных в правильности своей раз и навсегда избранной точки зрения, наотрез отказывающихся хоть чуть-чуть с нее сдвинуться и искренне страдающих от того, что творцы не несутся, теряя тапки, удовлетворять их запросы.

    Интересно, не было еще в фандомах прецедента с обращением в суд за ненадлежащее исполнение криэйторами своих обязанностей, незнание канона и отказ ваять шоу по заявкам аудитории? -) Недолго уже ждать осталось, мне кажется, ибо права потребителя - это святое.

    И ведь не в 6 сезоне все это началось. Сара самим фактом своего шоураннерства лишь дала законный повод с гиканьем забрасывать себя каменьями, но вся степень фанатского недовольства и Чаку была отлично известна. Вот это отношение к авторскому произведению как к ресторанной программе - обескураживает.
    И всякий же заказчик музыки твердо убежден в собственной правоте, в исключительной приоритетности именно своих (а не, скажем, софандомовцев, не говоря уж о кретинах-создателях) взглядов и вкусов. (Что-то мне кинговская Энни Уилкс припомнилась...)

    Умницам-авторам остается только посмеиваться: всех все равно не осчастливишь. Писать свою историю так, как считают должным. И не попадать в автоаварии в безлюдных местах. -))

    Ведь почему плоха сцена с мечом?
    Тут интересно. Претензии к этой злосчастной и, на мой плебейский вкус, совершенно очаровательной сценке я бы разделила на две категории: к концепции и к ее реализации (хотя критикующие валят их в кучу). Касаемо вторых - мне в таких случаях всегда хочется воскликнуть вслед за Костиком из "Покровских ворот": "Ну да, фарс! Водевиль! Трагикомедия! Смешение жанров, черт подери!" -))) Слава богу, СПН-щики - не фандомные кисейные барышни, воротящие носики от "грубого" юмора. Тем паче, что, сними они вместо этого блестящего стеба преснятину без динкиных неподражаемых гримас и пафосного аккомпанемента, пострадал бы и концепт, частью коего, как известно, является и форма его подачи.

    А концепт здесь, уж извините, глубоко идейный и вхарактерный. Ну не мог Дин добыть чертову железку целиком. Не после того, как щенком обозвал. -)) Хотя, эту реплику же тоже тупые сценаристы вписали, да? Настоящий-то Дин известен трепетно-почтительным отношением к разящим врагов железкам. -))

    Так ли уж неоправданна здесь сэмова "первосезонность"?
    Ага, был даже порыв высказаться в той теме, да плюнула. Феномен переноса негатива с персонажей на авторов меня давно занимает. Упрекать творца в том, что он создал героя таким, каким создал (а чаще всего упреки адресуются именно сценаристам, а не актерам) - по меньшей мере странно. Будь Сэм другим - кино, возможно, и было бы, но это было бы совсем, совсем другое кино.
    Про "нейтральные" реплики особенно понравилось. Это о каких репликах речь? О бесконечных "сорри"? О "шеф, клянусь, я все исправлю"? О замечательной ссылке на папу? Или, может, об отсутствии реплик насчет траха с Дэбби?
    Забвение полутора бездушных лет, которое "just too good", конечно, тоже Смерть организовал, а не возмужавший Сэмми.
    Про "нейтральные" поступки я ваще молчу...

    ОтветитьУдалить
  3. Jenari
    фандому таки выразили
    Я имела в виду аутсайд, в котором создатели явно чувствуют себя все менее обязанными извиваться в реверансах и раздавать безосновательные респекты. А Бекки – да, роскошный получился шаржик, но опять же – имеющим глаза и уши. Ее изобразили так доброжелательно, что иные фаны охотно усматривали в ней всяческие достоинства, даже видели глубокий смысел в том, что Чак попросил помочь именно ее, а не дженщицу какую-нибудь. -)) Коллективный портрет фандома в 5.09 гораздо меньшему числу зрителей пришелся по душе, как ни странно. Та деталька, что Барнс с Дэмьеном получили от "несуществующего" Дина искреннее "спасибо", а у Бекки с Чаком так и не срослось, не была принята во внимание.

    Миша молодец. Это он на последнем Коне такое изрек?
    На нем. Я за коном не следила, но клочки инфы все равно в нетях болтаются, иной раз интересные. О 6.17, например. Или, простигосподи, очередном "каминг-ауте". -))

    сэрин неприкрытый железобетонный сарказм не тянется вообще никак и никуда
    Она ж не просто неприятные вещи излагает – она даже не пытается излагать их хотя бы робким, извинительным тоном, как Чаку было свойственно. -) Не любит народ таких лобовых изложений, ох, не любит. Та часть фандома, которая усвоила привычку бессознательно отождествлять себя со страдальцем Сэмиком и тем самым "понимать" его, начиная с 5-го сезона испытывает существенный дискомфорт, а с 6-го и вовсе потерялась: с кем отождествляться-то? И эпиклаверство становится все труднее к канону привязывать. И Дин уже "не такой" не токмо в беккиных, но в и в динофильских глазах… Не ндравится зеркальце, ломиком бы его, кривое да неуважительное. Так ведь Кровавые Мэри – они во всех зеркалах, куда ни повернись. В СПНе вообще прекрасных эльфов не водится; ангелы с феями и те, мягко говоря, не пушистые. -)

    Отсюда и масштабность отторжения, наверное, что сарин стиль слишком мало лазеек для утешительного самообмана оставляет. Причем всем сегментам аудитории. А идея никуда не делась, все жестче и настойчивей ею в глазки бедным фанам тычут.

    Узнала, что будто бы именно Гэмбл вбросила в массы идею братской эпик лав. Интересно бы контекст поглядеть; а то ведь, не читамши, например, крипкиного интервью о 3-м сезоне, по вольным изложениям тоже можно решить, будто Эрик и впрямь в одночасье заменил исходного любящего Сэмика жаждущим силы эгоистом. -)) Не знаешь случайно, где можно первоисточник откопать?

    Мама народу не по нраву пришлась?
    Хотела бы я видеть, что народу по нраву. -) Публика разобрала себе по паре-тройке персональных кинков и старательно тащится от них, все же прочее отвергает априори. Мать будет непременно бездарной идеей, как уже было таковою бездушие и сейчас оказывается сравнение постадского экспириенса братьев. Мета-эпизод и вестерн не могут быть ничем иным, как бездарным фанфиком. Дина слили, Сэма слили, характеры не то что не развиваются, а ваще на себя, родимых, не похожи. Да что там идеи – вся команда работает сикось-накось, сценаристы стремительно впадают в маразм, актеры дурака валяют, у оператора руки из коленок растут, парикмахер Сэма стрижет неправильно, и так далее. -)) Какая, к чертям, презумпция, массы уже постановили, что сезон плох и обязательно будет еще хуже.

    Еще бы, куда проще свалить все на глупых лицедеев, не умеющих развлечь зрителя, чем усмотреть Маму в себе и честно оценить сей феномен.

    ОтветитьУдалить
  4. Olive
    ты таки не смогла пройти мимо этих заседаний партии кактусогрызов
    Грешна. -) Заглядываю в эти оазисы подсознания все реже, но совсем от них отказаться не выходит. К тому же это такой классный реверс шоу, очаровательная иллюстрашка к идеям творцов. Я уже воспринимаю сериал и фандом как неразрывные Инь и Янь. -) Ведь если отжать все аргументы да экскьюзы из их филиппик, что останется? Вы-де нашу Маму не показывайте, мы и так все про нее знаем – античность там, средневековье и прочие не имеющие к нам отношения эпохи. Вы лучше эту Маму в нас удовлетворите, но так, чтоб душу не побеспокоить при этом. Ибо душа нежная, тонко-эстетичная, всем прочим сюжетам предпочитает всеоправдывающую и всепокрывающую лав, и не фиг ее нашей собственной темной изнанкой пугать.

    действительно обидно за людей с душой и мозгами
    Мне, кажется, уже не очень. За создателей СПН – да, за улюлюкающую галерку – не так чтобы. Они сами яростно отстаивают право на свое видение и свою точку зрения, требуют уважения к ним. Об аналогичных правах авторов и уважении к ним речь не идет совсем. Осторожное допущение, что, возможно, создатели ведают, что творят, встречается презрительным фырканьем. Люди действительно воображают себя сверхценными посетителями ресторана и брезгливо ковыряются в непонятных им блюдах. Им уже открытым текстом намекать начали: а не пошли бы вы, дорогие господа, в другой пункт общепита, более соответствующий вашим тонким вкусам? Мы вас так уважаем, что у нас с вами как-то не срастается… -))

    Куды там! Оне хотят сидеть в этом кабаке, только пусть кабак заменит свое изысканное меню на ассортимент вон той угловой забегаловки – бо там пища привычнее. Иначе анафема шеф-повару со всеми поварятами. А заодно и тем редким посетителям, которые сидят в углу с довольными физиями и уплетают за обе щеки. Кто не с нами – тот против нас, а нелюбителей пролетарьята, как известно, вообще следует расстрелять. -)

    Это, в конце концов, их выбор, и жалеть их – как и Сэма – уже как-то не получается. Даже когда они адски страдают от несовпадения своего замечательного ракурса с авторским, тем не менее отказываясь его менять и требуя смены курса от творцов. Жаль, что большая часть труда великолепной команды уходит в свисток, но с этим, видимо, ничего не поделать.

    Одно меня все еще озадачивает. Допустим, убедился ты, что у тебя с автором концептуальные разногласия на тему, какими должны быть авторские герои и авторская идея. Допустим даже, убедил себя, что из вас двоих не понимает собственного замысла именно автор. Мучить-то себя потреблением неприятного текста зачем? Или удовольствие от осознания своего превосходства над автором того стоит?

    О том, что "икание за столом у других отбивает аппетит" (с), даже напоминать бессмысленно. Ответ один: право имеем. -)

    Интересно, не было еще в фандомах прецедента с обращением в суд за ненадлежащее исполнение криэйторами своих обязанностей, незнание канона и отказ ваять шоу по заявкам аудитории?
    СПН во многих отношениях беспрецедентен, так что и тут возможен прорыв. -)) А чё, жалобы на недостаточность восторга, выражаемого актерами на конах в адрес фанатов, уже были, градус недовольства сериалом растет… Вот теперь я понимаю, что канал, не продвигая свое уникальное детище, оказывает ему огромную услугу. -)

    ОтветитьУдалить
  5. сними они вместо этого блестящего стеба преснятину без динкиных неподражаемых гримас и пафосного аккомпанемента, пострадал бы и концепт
    Как бишь: "Это просто чтобы поднять тебе настроение, не будь сукой"? -))
    Удивительно многое говорится авторами впрямую. Один динкин пламенный втык Барнсу с Дэмьеном - незабываем. А чудесная жалоба на "реальных мужчин", которые, гады, редко плачут? "Да я прям сейчас внутренне рыдаю". -) Стоит ли удивляться, что многие предпочитают делать вид, будто сказанное к ним не относится, при этом по-сэмовски закатывая глаза и требуя пафоса с ангстом вместо детского юмора и нормальной жизни?

    Настоящий-то Дин известен трепетно-почтительным отношением к разящим врагов железкам.
    Ну откуда сценаристам знать, каков настоящий Дин. Установлено же: сценарная бригада еле-еле половину 1.01 отсмотрела и тут же за фики засела. -))
    "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях"… (с) Мда, "видел бы ты Луку"… -)

    Упрекать творца в том, что он создал героя таким, каким создал (а чаще всего упреки адресуются именно сценаристам, а не актерам) - по меньшей мере странно
    Ну, это логичная часть общих претензий. Уже на ходу создаются легенды о том, как Крипке придумал прекрасного Сэмика и лишь из-за забастовки пожертвовал его прекрасностью. -) Неслучайно же и первые два сезона самые любимые публикой – ибо тогда, если не очень присматриваться, фанон относительно легко было принимать за канон. А как началась настойчиво-доходчивая развертка идеи и характеров – так и пошел рост недовольства. Ибо не ту идею и не те характеры фаны успели себе навоображать.

    Про "нейтральные" реплики особенно понравилось.
    Мне показалось, авторесса имела в виду то же, о чем и я недавно писала – что любую реплику, даже не нейтральную, можно сыграть по-разному, и это тот текст, который актер "дописывает" к сценарию, порой меняя смысл самой реплики на противоположный. "Тебе правда совсем не страшно? – Ни капельки!" (3.04), "Может быть, тебя привлекает чувство силы, контроля? – Нет, ничего подобного!" (4.16). Такая актерская "подмена смысла" – нужнейшая вещь, когда она в идее и в характере.
    Теоретически все верно.

    Тут, по мнению девушки, Джаред должен был играть Сэма возмужавшего и осознавшего; с какого перепугу – неясно. В отличие от той же идеи бездушия, заявляемой всеми средствами – и сценарными, и актерскими, и закадровыми даже, - идея сэмовой зрелости не замечена нигде, кроме фанона. Что вырос и перерос – знаем, что повзрослел – пока сомнительно. Поэтому, увы и ах, Сэм все тот же, и в показаниях путается, и паппи-айзы строит, и в горящий дом сигануть норовит, потому что, видите ли, "не может иначе". Все это заложено в сценарии – не на уровне отдельных реплик, а концепта - и отыграно адекватно. И даже в, казалось бы, покаянные финальные слова Джаред, умничка, внес нотки вызова и агрессии – точь-в-точь как когда-то Сэм доказывал Дину, что из него непременно сделают убийцу и что он – уникальный фрик.

    И только резкое понижение тона при произнесении нейтральнейшего: "Yeah, I'm fine" – знак, что Сэм на очередном витке своего вечного аттракциона споткнулся-таки обо что-то, чего доныне не замечал.
    Прекрасная, слаженная работа актера и всей команды, по-моему. Никаких непоняток. А вот совершенно законное недовольство Сэмом на сей раз излилось на Джареда… -)

    ОтветитьУдалить