2 февр. 2011 г.

Душевный экскурс

Душа – царь, тело – царство. Если душа дурно правит
царством, данным ей Богом, она будет брошена в огонь.
Книга Сидраха.

 Возвращаюсь к теме души в СПН, актуализировавшейся полгода назад, как никогда. Любители кактуса, так и не смирившиеся с его колючками, мне, увы, не в помощь – ибо раз и навсегда сложили свое авторитетное мнение о природе колючек, внезапно выращенных врагами на когда-то мягкой и сочной траве, и обдумывать его более не хотят, что бы там ни было.
А я хочу.


Этот энерго- и кофеемкий процесс, в частности, позволил мне не сразу и не без труда понять наконец, насколько прозрачна и проста метафора бездушия. И тут же меня огорошили заявлением, что, напротив, прежняя концепция души в шоу была четкой и ясной, а нынче вот все трагично смешалось.  

Пришлось начать соображать, была ли в шоу вообще концепция души, не говоря уж о ее четкости. Месяца три назад я с чего-то сама была уверена, что – есть, даже гневные протесты по сему поводу в ноосферу слала.  Какие у меня на то были основания?
Поехали.

В универсуме сверхъестественного все материальные и нематериальные сущности претерпевают некие изменения, метаморфозы, переходы в различные состояния, не всегда дифференцируемые. Призраки неощутимы, но способны убивать или выполнять другие действия с материальными объектами. Человеческая плоть трансформируется в вендиго и ругару. Человеческая психика умещается в одном сосуде с демонами и ангелами, сама преображается в нечисть – порой отдельно от тела, порой вместе с ним.

Что называлось душой в первых сезонах?
Чаще всего – традиционно – отделяющуюся от тела в момент смерти нематериальную субстанцию, предположительно – личность целиком.
Хотя какая цельность может быть без материального носителя, без ДНК и биохимии, вносящих существенную лепту в формирование и действия личности? Их роль в СПН подчеркнута не раз – тщательно пестуемые заинтересованными лицами линии родства, кровь как наркотик и средство превращения, слабость сэмовой личности в отрыве от тела, а тела – в незаправленном виде, теснейшая связь химии, психики и предназначения…
Кроме того, тело можно было оживить разными способами, и оно вполне себе продолжало функционировать – с разной эффективностью, в зависимости от способа оживления. Тогда акцентировался сам факт пересечения смертной границы, а не уточнение, например, отсутствия/наличия души у зомби.

Помянутая же нематериальная субстанция именовалась призраком, духом, нечистью, демоном – после выгорания из нее некой условной человечности, - полтергейстом, а также просто прижизненным именем. Бесплотные личности озлоблялись (вне химии, отвечающей за агрессию), утрачивали часть способностей (например, к адекватному восприятию себя) или, наоборот, чему-то учились, растворялись в сиянии в объятиях Жнеца, - и все это было в куче. Как и названия. Душа и дух, кстати, в теологии и в культуре далеко не всегда синонимичны, и толкований несть числа: в одних системах душа означает жизнь и смертна; в других она – комплекс психических проявлений личности; в третьих – тоже комплекс, только не весь, а некий его концентрат; в четвертых - бессмертная частица бога, и т. д. С духом та же запутанная история. В НЗ указаны три составляющих человека: "И всесовершенен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится". Еще: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа". Считается, что можно продать душу, но не дух, - по крайней мере, так закреплено идиоматически. ("Я продал свой дух… я продал свою личность… свою психику… свой призрак" - неа, не звучит.) Та же идиома частенько используется как метафора; в этом случае продать душу – значит поступиться некой важной частью убеждений. Зато спириты, наоборот, вызывают не души, а духов. Есть злой дух, есть дух божий. Одержимость возможна не только демоном, но и злобным духом. Или злобной душой?

В наше научно-языческое время число представлений о душе, боге, мироустройстве вообще приближается к числу человеков. Авторитеты умерли, как и сказано; выше собственного мнения авторитетов нет. Попалась, например, такая дивная конструкция:

"Бог – не тот, кем его представляют; он самый обычный человек, но имеет боль всех звезд. Личностей больше не существует, все люди – биороботы, наделенные одной на всех темной душой. Классически душа трёхслойна. Верхний слой – это матрица, состоящая из опыта прошлых жизней; у робота он уничтожен, два оставшихся грубее и необходимы для управления телом, для жизнедеятельности. Нормальный здоровый человек живёт, подчиняясь своей душе (опыту жизней). Робот живёт по указке тёмной силы, а разум у него в подчинённом положении и служит только как универсальный калькулятор. Поэтому биоробот может рассчитать правильно, как "кинуть" ближнего, называя это бизнесом, но не может вычислить, что плохо, а что хорошо. Вроде бы задача для детского ума, но неимение души-опыта всегда отражается на действиях робота".

Красиво и узнаваемо, несмотря на неканоничность, да?

Творцы, похоже, как всегда, набрали всего понемногу из общекультурного наследия во всей его пестроте, но сплавить добычу в цельный и четкий конгломерат на ранних этапах не сочли нужным. Термин "душа" в шоу употреблялся довольно хаотично; технически внятной концепции, которую можно было бы извратить, не было (или я ее, увы, не обнаружила). Не было и логически противоречий – тогдашний уровень проработанности концепции вполне соответствовал метафорическим потребностям шоу и прекрасно их обслуживал. К примеру, те же сделки на перекрестках как жертва индивида не всей личностью, а убеждением, мечтой, страстью, или, наконец, как в сказке, чем-то неведомым глупому продавцу, но очень важным, - во 2-м сезоне разъяснены полностью, а спустя год существенно уточнены. Призраки и демоны, бывающие всякими, тоже укладывались в символическую систему сериала. Оставались трудности с четким определением, например, знаковых снов, в котором персонажам являются обвиняющие призраки и глюки, - можно ли определить спящих персонажей как цельные души, а сновидения как некую их часть? Или способность любить и верить, присущая и некоторым демонам, - входит ли она в зыбкое определение человечности, якобы выгорающей в Аду? И входит ли, в свою очередь, эта загадочная человечность в состав души? Если так, то демоны – не души, а лишь их кусок; если же нет, то и человечность как свойство личности (что бы оно ни означало) – внешнее по отношению к душе. То же и с прочими метаморфозами т. наз. душ: они способны терять или приобретать некие качества, значит, о монолитной цельности речь не идет.  

Но логике шоу, повторюсь, эти неувязки до поры не вредили. В душевной теме просто зияли многозначные и сугубо технические, не смысловые, лакуны, чем, думаю, авторы в конце концов и воспользовались. А зрители, уже успевшие заполнить их по своему разумению, ессно, озадачились. Опера таки аперта, и редактируем мы текст вовсю, в полной уверенности, что наша редактура и есть авторская версия. Потом приходится внимательно перечитывать и удивляться опять.

С выходом на метафизический уровень проработка этих тонких материй стала чуть интенсивнее, хотя ясностью еще и не пахло. Возникли ангелы, неведомо что из себя представлявшие, - чистый дух? Чистый свет? При этом с подозрительно человекоподобным набором личных качеств. Вот уж в чьем исполнении любовь и вера превратились в условность и пародию. Выяснилось, что осознание и нравственная оценка своих деяний отличают человека от животного (разум – это душа или тело? Если мозг вместе с телом покоится в могиле, чем душа думает, чем чувствует боль и удовольствие?); что тело повышает болевой порог, а его отсутствие делает нематериальную личность очень чувствительной к боли (в частности, боль воображаемая может быть невыносимее реальной); что, наконец, можно стать демоном, не расставаясь с плотью, всего за год на земле и не стать им за 40 лет бестелесного обитания в Аду.

Отсюда, мне кажется, начинается плавный разворот к вопросу о силе души/духа/характера и принципиальной подчиненности ей тела – а также и о том, что бывает при неверной соподчиненности этих составляющих.  В 5-м сезоне, можно сказать, дело идет ко все большей взаимной автономии, даже враждебности материальной и нематериальной  частей личности – на фоне усиливающегося хаоса, в котором люди - беспомощные жертвы, ибо не властны над самими собой. В 5.12 впервые случается отделение личности от родного тела и пересадка в чужое - без вмешательства демонов или призраков, сугубо человеческими силами. Плоть при этом вполне жива и представляет собой лакомый кусочек для всех участников игры.

Празднующая пиррову победу телесность и ее отрыв от духовности – один из существенных симптомов наступающего Апокалипсиса. При этом бал там правит, как ни парадоксально, мощнейшее нематериальное эго капризного ребенка, способное порвать на ветошь любую материю, и его детища с соратникамии – Всадники, демоны, нечисть, - порождения человеческих страстей и манипуляторы ими. Бестелесные архангелы, небесное супероружие, не могут гулять по земле вне плоти – таков закон. И, как следствие, зависят от своей власти над ней – чем, в конечном итоге, уподоблены людям.

Персонификация абстрактных понятий в том сезоне максимальна. Генеральная линия торжества плоти над духом принадлежит Сэму. Зависимость Сэма прослеживается на всех уровнях – он неспособен управлять собственными эмоциями, жаждой, памятью, зачастую неспособен даже осознать эту неспособность. С каждой новой демонстрацией его беспомощности Дин все больше отчаивается; его линия, противоположная сэмовой, заключается в обуздании плоти и эго, причем не собственных – это было бы слишком просто.  Но попытки взять самовлюбленную плоть (Сэма) под контроль духа (Дина) раз за разом терпят фиаско. Они какбэ вместе, но это что угодно, только не слаженная команда.

Тематически значимый пункт - 5.14. Там, помимо прочего, мы (и Винты) увидели душу и не узнали ее - после всех охот на призраков и прогулки в призрачный мир к Жнецам! Отсюда, на мой взгляд, и стартует выстраивание технической концепции души, которая раньше просто отсутствовала. Душа явственно, акцентированно показана в ее истинном виде и четко названа душой, а не прочими эвфемизмами, хотя ее качества и не объявлены. Личность ли это целиком, со всеми ее страстишками, включая обжорство, или некая вытяжка из личности, - пока неясно.

Там же Голод диагностирует Дину внутреннюю смерть. Вот тут начинается интересное.
Голод шарил в его пузе точь-в-точь как Кас в сэмовом. И нашарил пустоту, которую нельзя было приманить и съесть. При этом Дин, как и робоСэм, ходил своими ногами и вообще функционировал. Если расценивать указанные Касом и Голодом критерии - тягу к еде, выпивке и сексу, жажду власти, любви, внимания – как описание души, то сэмулякр, в отличие от давно усопшего Дина, вполне жив, и душа при нем. И тогда, выходит, Сара действительно поставила эту четкую концепцию с ног на голову, дав совсем иные критерии бездушия.

По Голоду, душу можно трактовать как желания. По Дину она - страдание.
Неувязочка.
Ведь Голод действительно жрал души, те самые, светящиеся, хотя не брезговал и черненькими. Стало быть, разбирался, что они такое и чем их приманивать, заставляя отделяться от тела?

Если только душа – это весь комплекс личностных качеств, а не его стержень, его царь, от силы которого и согласованности с остальным царством зависит вся личность.  С точки зрения Голода – изюминка в булочке, а не сама булочка, которую он разрушал ударом своих флюидов. Примечательно, что душа обжоры, высвободившись из тела (сама или с помощью демона?), не понеслась к Всаднику, - ее транспортировали в чемоданчике. Упорхнув из него, она умчалась отнюдь не в чрево Голода. Логично допустить, что Всадник воздействовал на определенные черты личности, над самым же вкусным ее кусочком – страдающим комком света - власти не имел, более того – не мог его даже ощутить, воспринимая как пустое место. Если душа достаточно сильна, чтобы применить в собственном внутреннем царстве тактику выжженной земли, временно выключив все низшие потребности, Голоду там не за что ухватиться. Для него это царство мертво.

И тогда души на Небесах, совсем непохожие на душу обжоры, – опять же не души, а бесплотные личности с набором вполне земных свойств и пристрастий. И сами Небеса, отформатированные под сугубый потребительский индивидуализм, - вовсе не Парадайз, в котором обещаны истинные покой и умиротворение. (В русском переводе эта четкая разделительная на уровне наименования черта, само собой, испарилась из текста.)

И тогда динова попытка разрыва в 5.18 на метафорическом уровне есть попытка отчаявшегося духа эмигрировать к чертям (вернее, к архангелу, что для конкретного индивида вшистко едно) в горние выси от бунтующих под дудку эго плотских масс – чтобы спасти хоть часть глобуса от последствий одной отдельно взятой, но заразной революции.  И реакция брошенного царства закономерна – рефлекторная, без осознания причин, паника: дескать, куды, царь-батюшка, враги кругом, пропадем без тебя! Воротись, будем слушаться твоих непонятных указов, так уж и быть, - ты ж какой ни есть, а проверенный, не подведешь…

Впрочем, в данном случае батюшка – не царь, а скорее регент при беспомощном по причине малолетства царевиче. Его задача – не установить тиранию, а добиться добровольной и осознанной согласованности всех ветвей власти и слоев населения - разума, воли, чувств, инстинктов, желаний. И, в конце концов, открыть границы, наладить нормальные взаимоотношения с прочими государствами…

Опять меня вынесло на уже возникавшую в обсуждениях геополитическую аллюзию. С той разницей, что, пожалуй, первостепенной стала задача взращивания царевича – не все же регенту чужое царство тащить к просвещению, у него и в своем дела есть. И царевич, которого раньше хватало только на официальные выходы да неофициальные истерики, вернув регента с границы, учился сочинять внятные и правильные указы, контролировать их исполнение, усмирять бунтующие области – с переменным успехом, не без поддержки старших. На международную политику его еще, правда, не хватало, но основы ребенок уже ухватывал.

А из последней карательной экспедиции - не вернулся.
Враги ли числом одолели, сам ли сплоховал или, может, был предан собственными подданными? Вот они, совершенно довольные наступившей анархией, полагающие агрессию основой внешней политики, призвавшие-таки регента для разных неприятных победившему пролетарьяту делишек (типа возни с памперсами и дипломатии), но категорически несогласные даже думать о возвращении законного государя. И то сказать – о состоянии и настроении государя ходят тревожные слухи.

На сегодня выходит так: душа, по задумке ее создателя, - не вся нематериальная часть личности, а ее гармонизирующий элемент, божья искра, связующая плоть и дух, жизнь и смерть, ад и небеса, индивида и универсум. Она познает законы и с помощью прочих составляющих личности воплощает их в подвластных ей границах. Не автоматически - душу, как и монарха, приходится просвещать и воспитывать, чтобы она смогла использовать данный ей потенциал власти. Но без нее вся система, весь так называемый комплекс личности с материальными и нематериальными компонентами превращается в безличное существо, ибо душа – это еще и средство самоидентификации. Она позволила Сэму худо-бедно продержаться, не растворяясь в Люцифере, до прибытия помощи, хотя ее силенок не хватило на самостоятельную победу. Она колола владельца сомнениями и упреками, когда прочие части личности тащили его в великое болото. Она его так заколебала – кто бы знал!

Избавившись от нее, сэмулякр перестал быть Сэмом Винчестером, братом Дина, хотя сохранил большую часть качеств доадского Сэма – в частности, желания, указанные Голодом как критерий жизни (версию синонимичности жизни и души уже можно отбросить). Из его личности изъят только стержень, при котором, кстати, Сэм и помянутым желаниям старался воли не давать – поначалу. Именно в этом некоторым видится разрушение прежней концепции, будто бы подразумевавшей тождество личности, души и осознанного "Я" – тождество, выводимое только из хаотично употребляемых терминов (или, вернее, упорядочивающее этот хаос в восприятии зрителя). Но вспоминаю, например, шейпшифтеров,  частично перенимавших черты копируемой личности, не становясь ею. Или галерею двойников и глюков. Сплошь и рядом персонаж отказывался признавать порождения собственной психики частью себя, не узнавал их и жестко с ними конфликтовал (4.21, 5.11, 5.22). Или узнавал и даже признавал своей частью, но обращался к ним все же во втором лице (2.20, 3.10). Или, наоборот, называл собой совсем не себя (5.04).  Не так уж цельно наше "Я" – диагнозы шизофрении и множественной личности тому подтверждением.

А душа, которую наконец-то обозначили и дифференцировали, цельна и является важнейшим, организующим элементом личности, - хотя личность ею не исчерпывается. Как и в большинстве мировоззренческих систем. Исходя из прямых указаний Сары и текста шоу, допускаю, что душа – это неразрывная связка: страдание-эмпатия-совесть. Которые, в свою очередь, существенно влияют на интеллект и нравственность, формируя системное мировоззрение и личность как таковую, а также обеспечивая ее связь с себе подобными и в конечном итоге - взаимодействие, выживание и развитие всего вида. Возможно даже, этот гаджет, как и все в СПН, - не сформированное качество, а лишь потенция, возможность его формирования.

Что у Сэма нашего Винчестера, формального гандиста и практического ницшеанца, эта связка явно подвешена на зеркальных нейронах головного мозга, - это все детали. Технические.
Хотя и они еще могут сыграть.  

5 комментариев:

  1. Ура, ноосфера любит меня! -)) Давно ношусь с мыслью о необходимости сгрести в кучку и рассмотреть пристальнее все имеющиеся в шоу данные, так или иначе касающиеся душевной проблемы. Традиционное спасибо за реализацию прожекта. -)
    Я в своих урывочных размышлизмах пришла к весьма сходным выводам.
    Что светящаяся сущность, за коей наконец закреплен официальный статус души, и то, что отделяется от тела в момент смерти, - совсем не одно и то же, стало очевидно именно в 5.14. Там впервые слово "душа" (и только оно) было применено к четко (ну, почти) показанному объекту. (И ведь как красиво оформлена идея: эгоистические инстинкты и желания, свободные от жесткого разумно-волевого контроля, - злейшие враги души, норовящие сдать ее при первой возможности).

    В аду и на небесах, а также на земле в виде призраков явно обитают именно цельные (условно) личности, имея при этом зримый облик фантомных реплик собственных материальных тел.
    Причем в подвале и на чердаке эта фантомность не просто не ощущается - напротив, восприятие обостряется по сравнению с физическим телом; в то время как на среднем этаже для того, чтобы просто воздействовать на материальные предметы, нужно либо долго и упорно тренироваться, либо находиться во власти особо сильных чувств. Объясняется эта разница, видимо, нелегальным положением мертвых в земной юдоли.
    А одемонение сопровождается утратой этого фантомного человеческого "тела", превращением личности в черный дым, буквально - в не-человека.

    Уничтожается ли в Аду именно душа? И если да, то у всех ли этот процесс завершается полностью или кому-то удается сохранить остаточный уголек? На этот счет пока только предположения.

    За любовь пресловутую вообще разговор отдельный - творцы отнюдь не упрощают сугубую неоднозначность и многогранность этого чувства, щедро демонстрируя как созидательную, так и разрушительную его силу, а также бессилие. Без энергии любви человек что медь звенящая, но и любовь вне нравственности или просто взявшая верх над разумом становится опаснейшей силой. Интересно, однако, что в СПН и иные демоны любить умеют, а бездушный Сэм категорически к тому не расположен (не считая, естессно, вечной тру энд эпик лав к своей персоне); да и в одушевленном виде, вместе с душевным пападжоном, недалеко ушел от себя пустого.
    Если душа - организующий центр личности, то, конечно, одна из ее задач - направлять в благое русло и склонную к анархизму любовь. Сама же способность к любви, выходит, не имеет отношения к душе, это отдельное свойство...

    ОтветитьУдалить
  2. Не воспринимай я СПН-загробье как набор метафор, тот факт, что авторы взяли на вооружение идею о внетелесном существовании, изрядно бы меня сквикал, ибо к идее сей отношусь, мягко говоря, скептически. Но небеса, ад, призрачное небытие, слава Чаку, вполне аллегоричны, и тамошние тушки, порожденные воображением страдающих или кайфующих бестелесных обитателей, прекрасно работают на эту аллегорию.

    Полностью согласна в части рассуждений о необходимости господства духа над плотью. Безусловно, человек остается человеком только пребывая в присущей своему виду физической оболочке, но - человеком лишь в значении "индивид", еще не зрелой личностью.
    Тело - полноценная, но, по Чаку, далеко не равноправная по сравнению с душой часть существа под названием "человек". Причем простое подавление телесных нужд по причине ханжества или закомплексованности, не сопровождаемое параллельным воспитанием души способно привести не к примату духовного, а к ровно наоборотному результату - это доходчиво проиллюстрировано сэмовым примером.

    Начинать нужно с муштры духа, умеренно, без излишеств удовлетворяя законные индивидуальные требования плоти - только на этом пути возможна гармония личности. Это уже позиция Дина, сперва инстинктивная, потом осознанная.
    Поэтому ему в 5.14 не пришлось прибегать ни к каким титаническим усилиям по обузданию желаний - благодаря сформировавшемуся в нем к тому времени почти идеальному союзу разума, воли, морали и плоти, со спокойной прочной властью триумвирата первых над последней, вместо голода Дин испытал лишь брезгливое отвращение.

    Третий сезон в Сэме уверенно, с редкими поражениями торжествует беснующийся тандем тушка+эго. Геополитика рулит - душа в изгнании; нынче вот возвращена в законные владения верным регентом, который год умудряющимся делить внимание между собственной, на порядки более развитой, но далеко не беспроблемной монархией и горемычной отсталой Лузерляндией - и чаще не в пользу первой.
    Зеркальные нейроны, говоришь... Да хорошо, кабы хоть они у Сэмки функционировали исправно.

    ОтветитьУдалить
  3. Давно ношусь с мыслью о необходимости сгрести в кучку и рассмотреть пристальнее все имеющиеся в шоу данные
    Ура, хоть у нас с тобой мысли по этому поводу сходятся. А то уже наслушаюсь всякого и думаю, не пропустила ли я чего, заметного внимательным фанатам и напрочь забытого Сарой. -)

    Хотя пропущенного наверняка навалом. Надеюсь, куча будет прирастать как за счет раскопок в старых залежах, так и сариным изобретательством. Намечающееся развитие арки эту тему явно не обойдет.

    Правда, кучу еще и систематизировать как-то надобно...

    одемонение сопровождается утратой этого фантомного человеческого "тела", превращением личности в черный дым, буквально - в не-человека.
    Ага, точно. "Форма" личности - при принципиальном человекоподобии практически всех монстров - явно играет неслучайную роль во всех этих играх с сосудистостью, телесными и внетелесными метаморфозами и прочая. Тут, правда, не очень много фактажа. И все-таки истинные лица тварей можно видеть при определенных условиях: демонов (перед истечением срока сделки), сирены или рейфы (в зеркале), у некоторых настоящие черты "просвечивают" в момент смерти. А, к примеру, ангелов видеть ваще нельзя по причине человеческой ограниченности (об ограниченности бюджетной не будем -))), поэтому Захарка шастает по небесам в образе собственного весселя - хотя уж там-то мясной костюмчик ему точно без надобности.

    Интересно еще, что тело является, с одной стороны, ограничивающим, а с другой - защитным приспособлением для души (как и любой защитный костюм); забыв об этих функциях, набирая собственную неконтролируемую силу для своего же удовлетворения – в компании с теми частями личности, которые солидарны с костюмом, - оно становится угрозой для этой самой души, а в пределе и неприемлемым обиталищем для нее (еще одна перекличка 5.14 и 6.11). Не оттого ли связь сэмовых плоти и души так непрочна, что душа чувствует себя в этом домике нежеланной гостьей?

    Кстати (или некстати?), отрыв нематериальной субстанции от носителя (своего или пришлого) возможен не только путем насилия над телом, но и всяческих ритуалов или символов. Как и обратный процесс – приковывание ее к плоти.

    Уничтожается ли в Аду именно душа? И если да, то у всех ли этот процесс завершается полностью или кому-то удается сохранить остаточный уголек? На этот счет пока только предположения.
    Если опираться задним числом на слова Смерти, то уничтожение души – событие одномоментное и тотальное, ее нельзя частично выжечь, так же как нельзя распилить. Сюда примыкают и динкины рассказки – душу можно кромсать, но она восстанавливается во всей цельности. Исходя из чего – выгорает все же не душа, а некие прилегающие к ней части личности, которые, возможно, тоже выполняют в числе прочего и защитные функции при этом стратегическом объекте. Насколько успешно – это уж от их качества зависит. Иные части, пожалуй, наоборот, с радостью забирают предлагаемую Адом власть и получают удовольствие.

    И тут возникает вопрос, что есть "кожа", содранная с сэмовой души. Если часть души – сие противоречит вышеизложенному. Если же душа "завернута" в какие-то тесно с нею сцепленные, но не являющиеся ею качества, то, возможно, как раз они и подразумеваются. Хотя нельзя исключать даже, что в Аду личность не выгорает – или не только выгорает, - но и прирастает некими новыми свойствами. В конце концов, ведь нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. -)

    Свет как пока чуть ли не единственный четкий признак души – тоже любопытный момент. Свет излучают призраки, когда растворяются в объятиях Жнеца (но не когда Жнец просто уводит их). Ангелы в момент вселения в сосуд, телепортации или смерти. В умирающих демонах тоже какие-то молнии посверкивают. Из-под монастыря в Ильчестере сияющий столп исходил. Все ли это явления одного ряда?

    ОтветитьУдалить
  4. любовь вне нравственности или просто взявшая верх над разумом становится опаснейшей силой
    Да уж, после 5.14 с этим трудно спорить. Как, пожалуй, и любая эмоция/часть личности, не сбалансированная с другими составляющими человека. Ессно, - биохимия же. Любовь, гнев, страх – все эти коктейли нуждаются в управлении и разумном ограничении, в неконтролируемом виде все они, как любая сила, могут стать опасны. Вот этот вывод особенно неприятен широким массам, которые с удовольствием противопоставляют всесильную любовь косному разуму и решительно предпочитают сердце мозгам. Наворотил Шекспир делов…

    А ведь любовь, в числе прочих эмоций, создает псевдонаркотический эффект. И, ясен пень, организму не нравится, когда у него дозу отбирают. -)
    Была сегодня в гостях, краем уха услышала по телеку: "Умение сдерживать себя считается признаком воспитанности; но согласен ли с этим наш организм? Давайте поглядим"… Дальше уж можно было представить, как и куда собрались глядеть авторы передачи. Мейнстрим на службе телесности; спрос рождает предложение. -((

    Если душа - организующий центр личности
    Я тут помозговала, и у меня еще одна версия родилась. -)

    Со-чувствие - неслучайный ведь акцент. Сэм ничего не чувствует? Нет, он ничего не со-чувствует. Причем не только в смысле сострадания. Эмпатия в широком смысле – более правильный термин. Она же – чутье, интуиция, позволяющая принимать сигналы от других. Не только чужую боль, но и недобрые или, наоборот, дружеские намерения, и все прочее. Тогда душа – не аппаратик для продуцирования сантиментов, а связной с окружающим миром, антенна, которая и раньше-то была у Сэмки коротка и криво настроена. Но даже в том ущербном и разболтанном виде она снабжала его координатами, по которым он худо-бедно спрямлял свой курс – тяга к "нормальной жизни", разумеется, не имевшая у Сэма никаких внутренних оснований, но от ума принимаемая за нечто хорошее; понимание пользы от игр в сочувствие; понимание, что спасать людей все-таки дело нужное (хоть он и норовил придумать этому странному занятию какое-нибудь актуальное объяснение, бо прямой надобности в нем не испытывал); в конце концов, даже его, пардон, вера в бога.

    Сэм был настроен на прием великого откровения для него лично, а эфир молчал – или выдавал ориентировки, которые он отказывался опознавать как свои (Джон, Гордон, указания совести и пр.). На раннем этапе он еще искал общества себе подобных (среди умных – в колледже, среди избранных – в детях Азазеля), но и то выходило как-то криво: в лучшие друзья затесался Брэйди, из скаутов желтоглазого Макс и Эва получили максимум сэмовых симпатий, а Энди был осужден им априорно… В конце концов Сэм подкрутил настройки так, чтобы к нему проходили только ласкающие слух сигналы, прочие же глушились "Лебединым озером". И даже тогда приемничек порой выбрасывал ему какой-нибудь ахтунг, навроде 4.22.

    А сэмулякр эту антенну открутил к чертям. И получился, как уже вслух сказано, "не весь Сэм, но все-таки Сэм", замурованный в себе самом, изолированный от притока информации. Каменный мешок, железный занавес, полный отказ от враждебных закордонных голосов, подрывающих авторитет республики. И вообще от всяких голосов.

    В этой версии душа – не штаб, не капитанский мостик, а рубка радиста, которого кэп и раньше не шибко праздновал (отчего и нарывался на мины да айсберги), а потом вообще уволил. И все, чем полнится эфир, от SOS до штормовых предупреждений, стало ему попросту недоступно.

    Сюда же идентификационный момент вписывается – опознание себя и того, с кем ты на связи. Буратинка ни себя, ни своих координат назвать не может – все шифры и коды остались у радиста.

    Искра божья, по большому счету, тоже ведь связует человека с творцом и остальным творением. Эдакий чип от создателя, позволяющий улавливать его законы, его запреты, гармонию его мира…

    ОтветитьУдалить
  5. И еще. Со-чувствие в широком смысле было и основой работы адского палача – только вместо жалости чужая боль вызывала радость. Антенна продолжала работать, тонко улавливая чужие эмоции, но произошла перенастройка реакций на принимаемые сигналы. Тот же Лютик восторгался папиным миром, ревниво отвергая только людей. Эрго, само наличие приемника - даже отлично работающего – еще не гарантирует адекватных действий. Полученный сигнал нужно грамотно дешифровать, сопоставить с прочими данными и принять взвешенное решение. Душа как центр связи, а не управления полетом, отвечает за своевременное получение и передачу информации, а не за контроль и координацию всех процессов. Если она начинает в панике бегать, размахивая шифрограммой, а командир – воля – отдает в ее полную власть принятие решений, хорошего тоже мало, как мы не однажды наблюдали.

    И любовь, таки да, получается, не связь, а энергия. Один из силовых агрегатов. Которые важны не более и не менее, чем те же воля и связь, аналитический центр, бригада технарей (навыков) и прочая. От того, насколько все эти ребята скоординированы и дружны, насколько увлечены общим делом – или выяснением взаимоотношений и личной карьерой, - зависит и успешность всей команды.

    Во до чего я додумалась. Разжаловала душу из менеджеров в техподдержку. -) Подождем, может, еще какая гипотеза в башку прибредет… -)))

    Не воспринимай я СПН-загробье как набор метафор, тот факт, что авторы взяли на вооружение идею о внетелесном существовании, изрядно бы меня сквикал, ибо к идее сей отношусь, мягко говоря, скептически.
    Идентично. -) Благо, изначально заданная "мистичность" позволила сразу же отнестись к ней как к условности, а уж как творцы стали ею распоряжаться с первых же серий… да что там – с первых же минут, с "Тьмы очень даже надо бояться!" – пошла аллегорическая развертка такой силы, что любо-дорого было глядеть. И монстры – один в один; ведь ни одного "просто страшного", всяк непременно со смысловой подкладочкой. И сюжет… Теперь-то понятно: там, куда Эрик выруливал, иначе и быть не могло.

    Ой, а что, если кто-то воспринимает всю эту загробную ахинею всерьез? Подумала – и вот тут-то страшно стало. -))

    благодаря сформировавшемуся в нем к тому времени почти идеальному союзу разума, воли, морали и плоти, со спокойной прочной властью триумвирата первых над последней
    Даже складывается впечатление, что и власти как таковой нету – плоть не просто охотно подчиняется разумным приказам, но и без приказов будто бы сама знает, что и когда делать. Ибо делается это ей не в обиду, а из соображений общей пользы. Действительно, идеальный союз.

    Вот у ангелов дух явно торжествует над плотью – месяцами постящийся Джимми, бедный рафиков сосуд и, конечно, расползающийся Ник тому подтверждением. Но. Есть и Майкл, который ухитряется не вредить весселям, - и явно не по причине слабости. Есть и Касенька, которому пренебрегаемая плоть дала сдачи, заставив воина божия пережить минуты полнейшего счастья по ничтожнейшему поводу. -)

    Еще деталька из числа технических: грамотное управление низшими (телесно-эгоистичными) потребностями делает индивида невосприимчивым к Голоду (и к Похоти) – именно к этим, с большой буквы которые; а отсутствие души – к Правде. И снова все в логичной связке с предыдущими сезонами. Если раньше Сэм отмахивался от неприятных сообщений или реагировал на них специфическим болеутоляющим образом, то чурка, глядя в лицо богине, вообще не ощущает позывов расколоться. Опять Энди вспомнился. ЖГД ли был тогда причиной сэмовой невосприимчивости? -)

    ОтветитьУдалить