17 апр. 2015 г.

Путь к мандале-2


Наконец, серия с многозначным названием "Человек внутри" (тот случай, когда дорогих переводчиков немножко хочется за горло подержать) окончательно направила события к точке невозвращения, даже Бобби вписался. Роль группы поддержки снова стремительно возросла, когда группа эта разбрелась кто в лес, кто по дрова. Только Кроули, слегка очумев от попыток наладить совместное бытие с матушкой, прибрел к одинокому, всеми спасаемому Дину. 

Эпизод битком набит вкусностями, глаза разбегаются. Тут и новый вессель Ханны, мужеска полу, но столь же очаровательный, как прежний, с бархатными глазами, проникновенным голосом и стальной волей. И медиум-атеист со свежим взглядом в головы наших баранов. И ответственный чертик-заика на адском коммутаторе. И мелкие шалости оставленного на хозяйстве Дина в сэмовой комнате. Всего и не перечислить.   

Итак, Сэм решил, что раз Дин кричит во сне, то пора договорить с Метатроном об истоке. А поскольку Ханна мудро лишила Касю небесной визы, друзья связались через телепата-спирита с Бобби, дабы тот впустил нелегала с черного хода. Правильно, зря, что ль, Сэм трудился, добывая какотца из мрачных подземелий, - Галахадом не стал, но хоть своего человечка на чердаке завел.

Бобби, конечно, позволил себя уговорить.

Небеса нынче похожи на Ад: ни дорог, ни чащоб, сплошь сияющие замятинские коридоры. Только души не стоят в очереди, а сидят по своим комфортным ячейкам, но ждать ни там, ни там нечего. По крайней мере, ангелы при Ханне заняты обустройством чердака, к людям не лезут, надо отдать им должное. Теперь люди лезут к ангелам, учиняя диверсии и воруя вип-узников.

Распахнул Бобби ячейки, и поперла оттуда толпа Бобби Сингеров, разной внешности, пола и возраста, и дружно накинулись они на Ханну с ее ангелами, по-балагановски вопрошая: а ты кто такой. С одной психоматрицы, что ли, все леплены.

Друзья тем временем партизанили у песочницы, и едва дверца приоткрылась, Кас мощным рывком влетел на кафельный пол обновленной родины. Неунывающего Мета выкрали, с чердака вынесли, благодати лишили, и тут выяснилось то, что и Ханна токовала, и Дин подозревал, и всяк здравомыслящий чел понимать должен был. Не знал фикрайтер про Метку ничего ценного, попусту языком молол, время отыгрывая. Метка – это уу, про нее не то что в Сетях, в скрижалях и то молчок, магический уровень самого бога, ну и Люцифера, Метку поставившего.

Зато тут же пламенно пообещал писец отдать Чмостиэлю остатки благодати. И ему, как ни смешно, снова поверили. Ну а что, не пропадать же краденому зазря, столько труда на него положено. И увез Кася свой опасный трофей в неизвестном направлении, передав Сэму письмецо с Небес.

В письме Бобби сыпал комплиментами пополам с алармами, осторожно предполагал, что, может, не надо бы Дина без Дина женить, то есть лечить, немножко рассуждал на тему малого зла ради большого добра, напоминая, что в процессе размер зла и счет за добро могут значительно возрасти. К слову, намекал, что первым заплатит он, Бобби, - уже стоит над ним Ханна, печально сложив ладошки, и ангелы ея, - но он, конечно, не в претензии, хоть в раю и хорошо, а сынкам помочь, тряхнув авантюрной стариной, лучше. Так что пусть Сэм задаст всем жару, он ведь один из лучших людей на свете и ни за что не ошибется в выборе.

Интересно, что сделают с Бобби. Лишат бухла и классики от Тори Спеллинг? Посадят в камеру Мета? Вернут в Ад?

Назван и предельный вариант "малого зла". Еще один вип-узник, которого Сэм, было дело, вытащил из сверхъестественной тюряги задолго до Метатрона. Взломать Клетку, как известно, есть способы, еще некий фей Сэму предлагал. Конечно, безошибочный Сэмтастика сперва попробует другие, менее одиозные пути, но все они ведут туда же, во Тьму, и подкармливают того же - старого знакомого, владыку Метки. Да, да, причудливо тасуется колода: триумфально побежденное, казалось бы, сэмово Эго-Суперэго и есть исток диновых срывов. Поднимите руку, кто удивлен.

Охраняет же его Эго диново, по общему мнению, ослабленное странными желаниями.

Ровена и ее сын – песня отдельная, только сейчас вливающаяся в общий хор.

Пока основной состав скакал с бубнами вокруг трубы, Кроули проходил свое послушание, что интересно, абсолютно добровольное. Он плотно засел в неухоженном дворце – при его-то любви к уютным особнячкам, пентхаусам, комфортным креслам у камина, - и, кажется, совершенно устранился от прямых должностных обязанностей Главного Злодея планеты, ограничив свою деятельность работой с бумагами и обращениями граждан и явно скучая от того и другого. Никаких масштабных реформ и лихих проектов, которыми отличались первые годы его царствования. Минимизировал, в общем, влияние на мир, будто и нету его, влияния.

Собственно, главным его занятием в этот период было налаживание отношений с матушкой. Ибо, как говорилось в одном фильме, - маманя свалилась, как снег на голову, радость-то какая.

Ситуация сложилась вполне житейская: в худо-бедно налаженное бытие взрослого сына вломилась пожилая матушка и принялась наводить свои порядки, поучая, капризничая, вредничая, сея раздоры и требуя к себе особого пиетета по факту родства. История знает такие случаи и в царствующих фамилиях, тогда сие бедствие не ограничивается масштабами семьи. Изредка королева-мать при слабом монархе может стать и благом для государства, ежели у нее за душой не только амбиции, - но это не с нашим счастьем.

Ровена великолепна, глаз не оторвать. Ее нарочитая, изломанная пластика и дешевая патетика скверной трагической актрисы, то и дело выпадающей из роли эллинской царицы в привычный модус плебейки с претензиями, напоминают не то Терехову-миледи, не то Гурченко-Раису. Одним словом, ведьма. В самом что ни на есть обыденном смысле.

Лишенная способностей управлять демонами напрямую, она, как и ожидалось, попыталась управлять их королем. И тот до некоторой степени пошел маменьке навстречу. В нем - откуда что берется - вдруг обнаружился почтительный сын. На какое-то время жизнь начала улыбаться бедняжке Ровене: она получила свои апартаменты во дворце и золотые столовые приборы, она присутствовала на королевских приемах, скромно подавая монарху кровожадные советы без отрыва от пялец – такое у нее правильное хобби, - она часто и с удовольствием меняла наряды, тогда как у самого Кроули в гардеробе живут только галстуки разных оттенков серого.

И разумеется, она интриговала и парила мозги сыну и его подданным без всякого удержу.

Перво-наперво она избавилась от двух самых приближенных королевских советников, по странному совпадению, очень ей не доверявших. Попутно оклеветав их и весь бесовский род и закрепив результат наведенной избирательной паранойей. Впервые, наверное, за сотни лет король вздремнул – и приснилось ему убийство Цезаря с собой в главной роли.

Кроули неприятность эту пережил, даже не учинив с перепугу массовых репрессий, как у тиранов принято. Абсолютным доверием к родительнице, правда, тоже не проникся. Тезисы ее принимал иронично, советы выслушивал и по большей части игнорировал, просьбы обдумывал и порой выполнял. Ради мира в доме, а может, и еще ради чего. На "Фергюса" неохотно, но откликался, мелкие пакости и колкости ее терпел и чертям велел, а что им, бедным, оставалось. На какое-то время между матерью и сыном сложился холодный паритет, лучше всего описанный гениальной формулой: она не готовила, он не ел.

Еда – помимо прочего, символ потребности и ее удовлетворения, заботы и готовности ее принять - демонам, ессно, не нужна. Та, которую стряпают ведьмы, тем паче. Виски с детства заменяло будущему королю и конфеты, и колыбельные, и даже, наверное, материнское молоко. Химические эксперименты Ровены явно не включали добавку зефира в макароны.

По каким бы резонам ни затеял Кроули семейный ребилдинг, поначалу он испытывал некий энтузиазм, принимаемый иными за слив персонажа путем превращения его в дебила. Ведь льзя ли было не заметить фальшь и коварство Ровены, - а король, казалось, не замечал. Правда, пик дебилизма он демонстрировал все-таки на свидании с Винтами, первом из двух, состоявшихся за все это время.

В самом деле, если его действия в начале сезона выглядели нелогично, здесь уж впору было заподозрить истинное слабоумие. Он, видите ли, по простодушию своему думал, что дорогие друзья зовут его в кино или на пивко. Он популярно объяснил, почему нельзя отдавать им Меч, и тут же согласился его отдать. Он сообщил адрес тайника, прибавив зачем-то, что там же хранятся его драгоценные косточки, хотя никто его о том не спрашивал.

Действие колдовского мешочка? Или Кроули шкурой чуял висящий где-то поблизости дрон-разведчик Титании? Вернувшись со второго свидания, он с ходу воспретил маменьке комментировать свежие события, будто был уверен, что та откуда-то в курсе. Хотя Ровена ничего не колдовала, а лишь демонстративно восседала на дорожных баулах в порядке шантажа.

Как бы то ни было, на косточки никто не посягнул, а королевский энтузиазм постепенно сошел на нет вместе со слабоумием. Осталось лишь поистине адское терпение, которое, как когда-то заверял Кроули, не значилось бы в списке его добродетелей, даже будь у него добродетели. Наверное, это порок. Воспитанный матушкой, боявшейся вырастить нытика, работным домом, Адом, Дином, наконец. Ведь чтобы Дина не приручить даже, просто отучить от цуканий, обманов и прочей неуважухи, нужна-таки прорва терпения. Дин пока не готов, ну и ладно, как сказал двуликий демон – на то и Ад, чтоб страдать.

А Остина король все-таки выведет из-под удара, раз гуманистам не до того. Хотя, разумеется, плевать черт хотел на мальчишку, и да будет стыдно тому, кто заподозрит в нем совесть.

Отучать же далеко не юную даму врать, интриговать, манипулировать, подслушивать в собственной семье, хотя бы ходить голышом перед сыном, похоже, совсем неподъемная задачка, хуже, чем демонов перевоспитывать. Сыновний долг, который Кроули взвалил на себя, обернулся загадкой, опять-таки очень житейской. Как выполнить заповедь о почитании мамы, которая тебя не любит и которую ты не уважаешь? Обращаться с ней как с чужой – нельзя, родительница все-таки. Потакать ей нельзя – опасно, не потакать – запилит и бедлам в дому устроит. Она ведь не просто действий от тебя требует, она всего тебя требует: что ты сделал, то – ее, и что сделаешь – тоже ее, и весь ты – ее, ибо она родила; стань таким, как ей нужно, стань ее продолжением, ее послушной частью, зачем тебе ты-сам? Ревность такой матери вовсе не "значит – любит", это чистейший эгоизм собственника. К слову, не только матерям свойственный.

У Ровены, между нами говоря, есть и другие недостатки. Во-первых, она дура и, мня других глупцами, себя же - умной и хитрой, лишь усугубляет эту беду. Приписывать все свои напасти вражьим проискам – не самый удачный способ борьбы с напастями, как дельно заметила Оливетта.

Во-вторых, у нее тяжелый эмоциональный дисбаланс: любовь, сочувствие, гордость она безраздельно дарит себе, всех же прочих ненавидит либо использует, по обстоятельствам. Врожденное ли это свойство, или отец Фергюса внес в него свою лепту,  - неведомо.

Ну и с терпением не очень. Особенно когда ей кажется, что сынок уже совсем ручной, околдованный, вот-вот начнет воплощать ее заветные мечты, - а он вдруг срывается, прихватив руну иллюзии, к своим ненаглядным Винчестерам, и все планы насмарку.

Избавиться от этих конкурентов Ровене сложнее, чем от Джеральда с Гатри. Наезды и уговоры не помогают, дитя ведьмы уперлось рогом и только твердит, что это его дело. Зачем Ровене его дело, когда у нее своих полно, и делам этим настоятельно требуются скиллы адского короля, по счастливой случайности оказавшегося ее сыном?

Кроули пытался было задобрить фурию Оливеттой, преподнеся ее матушке в цепях, под философско-эмпатичным соусом: дескать, представил он, каково бы ему было лишиться смысла существования, то бишь несения в мир боли и хаоса. Серьезно так сказал, без тени иронии, только французский язык, давний наш маркер фальши, маякнул мельком. Нельзя королю над таким иронизировать, это ж его работа, важнейшая в мире. Что до смысла – вряд ли он сам сейчас способен его определить. Демон, который внедрил сам в себе – и в своем Аду – систему норм и запретов, мягко говоря, нетипичных для его племени, исходно лишенного тормозов, расплачивается за эту новацию все той же двойственностью.

Да и вообще у нас сейчас эпоха всеобщего поиска смыслов и миссий.

Обстоятельное рандеву изгнанницы и жрицы многое прояснило, теперь понятно, почему ведьмы и ведьмаки гуляют по Американщине без общего руководства. А что Книжники, ребята и без того малосимпатичные, развязали многовековую охоту на ведьм, совсем их не красит.

Ровена всласть побаловала свою развесистую садистинку и разделалась с давней врагиней творчески, назвав метаморфозу поэтической справедливостью. Занятно: так охарактеризовал свое президентство Ромо Лампкин, тоже в некотором смысле родня адскому королю - по линии весселя. Бедняга Оливетта, а она ведь сочувствовала глупышке Ровене и даже присылала агентов выручать ее из демонических лап, не ведая, что с ней приключился золушкин сюжет. Кроули, глядя на беличье колесо, честно сказал, что и сам о чем-то подобном подумывал. Правда, не в связи с Оливеттой.

И стало еще хуже. Теперь вся ненависть ведьмы сосредоточилась на Винтах, которые к тому же оказались еще и Книжниками, хранителями былой мощи полумертвого Гранд Ковена, в том числе - давно ею искомой магической амнистии.

Вот, наконец, когда все цели ясны и задачи определены, параллельные линии сезона сблизились аж до пересечения. Сэм уехал "на французское кино", Ровена ушла "к любовнику", и пока Сэм и Кас спасают Дина, Ровена спасает сына от Дина. Кабы не его хорошее влияние, быть бы Фергюсу богом…

Однако! Широко шагает комсомол: королева-мать пожелала стать богоматерью. С практической точки зрения желание очень понятное, но что могла сказать на это опешившая золотая рыбка?

Выкрутившись из опасного захвата рыбки, спасительница помчалась жаловаться спасаемому, предварительно слегка покромсав себе личико, дабы постигла Динку участь Джеральда. Несостоявшийся бог, увы, лишь холодно полюбопытствовал, какая нелегкая занесла матушку в окрестности Дина В., пребывающего под могущественной защитой. Кто тронет Дина – тому отмстится всемеро, нешто неясно. Слегка насторожился он, когда Ровена небрежно сочла Метку всего лишь Первым проклятием, ну да свистеть – не мешки ворочать, много у нас таких свистунов.

Матушка впала в истерику, требуя, чтобы сынок немедля, сейчас же, сделал с противным Дином хоть что-нибудь, явил силу и власть, был, в конце концов, чертовым королем, а не винчестерской подстилкой, смутно грозя в противном случае дворцовым переворотом – подданные, мол, не любят слабаков.

Положим, это черти уже проходили с Абадон, но силу-власть Кроули таки не являл давненько, даже по стенкам уже вечность никого не швырял, не говоря о большем. Кася вон его демонов ловит и почем зря мучит, а величество и ухом не ведет. Все небось и забыли, что сила вообще у короля есть, а ведь она есть. Может, наскучил ему выпендреж, а Ровена, в своем ведьмовском стиле спускающая пар, и вовсе отбила желание уподобляться.

Но мысль сделать с Дином хоть что-нибудь пришлась кстати. Например, выпить и поговорить, в кои-то веки в некомандном формате, спасибо маме за предлог. Ведь к кому и обращаться с семейными проблемами, как не к Дину? У Дина опыт, знания, цитаты от мудрого человека, отлично решившего этот вопрос, - то-то в его раю царит соулмейт с бутылкой, и каксынок даже там достает мудреца по радио, вынуждая к незаконным действиям во имя. У Дина все критерии правильной семьи по полочкам разложены, и неправильной – тоже. Вот почему он так счастлив в семейной жизни и так отлично себя чувствует, прикрывая Метку рукавом и припоминая "французское кино". Кто бы говорил о фамильной традиции вранья в королевском доме.

Умилительна была эта тихая посиделка. Дин, переварив инфу от Ровены, ждал гостя с угощением – знаменитым смешным коктейлем из "Рейхенбаха". Дин готовит, Кроули пьет, все правильно. Себе Дин тоже подливал сам, хлеща горькую, как водичку.

Ну да, ему и правда нехорошо, но интеграция Тени – не пикник, а труд, комфорта и релакса не сулит. Он опять в кровавой рубашке, и чертовы глаза глядят на него из зеркала. Тень жива и никуда не делась, Тень напоминает о себе. Но те самые флэшбэки, которые заставляют его вопить во сне, не провоцируют новых аффективных приступов, - наоборот, отрезвляют и тормозят. Как крик Клэр. Вот и сердечное желание придушить Ровену не нашло себе выхода.

А еще Дин сподобился наконец заметить, что сложившийся в его голове образ Кроули как-то отстал от действительности. Доселе мнился ему тот, оказывается, эдаким раздражительным сатаненком, по малейшему поводу бросающим в атаку все адские полки и псарню впридачу, - теперь же, смотри-ка, предпочитает драке беседу.

Между нами говоря, всегда предпочитал, полагая войну последним и пренеприятным доводом, и услугами штурмовых отрядов пользовался только по крайней необходимости, хеллхаундами же отродясь не злоупотреблял: единственный раз притащил Гроули, и то для защиты Винтов.

Или все ж не Кроули, а сам Дин имел свойство вскипать чайником, и сам Дин изменился? Мог ли он представить себя личным психологом адского короля? Может быть, просто оба постарели – тоже мысль, до поры мало кому приходящая в голову.

Воистину, всякому овощу свое время. Нужное и важное дело – угостить свое Эго коктейлем да поболтать с ним по душам – вплоть до этого момента было никак невозможно. Скоро сказки сказываются, нескоро Самость складывается. Очень Дин не любил эту центральную структуру своей личности, черт знает каким чудищем ее воображал, все норовил ее убить, отменить, переделать. Понадобилась редкая стервь Ровена, чтобы Дин наконец соизволил присмотреться к тому, на кого возмутительно хорошо влияет, и увидеть его новыми глазами, и поинтересоваться, как же это Кроули угораздило влезть в цепи семейного долга.

Ну ты спросил, Джоныч. Сказано же: твои проблемы – его проблемы. Ваши проблемы.

Кроули Дина внимательно выслушал и, не откладывая в долгий ящик, выполнил заявку нетерпеливо ожидавшей матушки. Она хотела, чтобы он был королем, грозным и своевольным, не внимающим ничьему нытью? Она получила. Конечно, он не забил ей в рот колдовской мешочек и не вверг в пещь огненную, как проделал Дин с коллегой Ровены. Даже самокритично взял провал семейного строительства на себя: действительно, с чего вдруг ему приспичило ущемлять себя в привычках и порывах, забыл он, что ли, кто такой?

Каббалисты сказали бы, что Кроули произвел "сокращение" – урезал желание своих удовольствий ради желания доставить удовольствие Другому.

Будь Ровена способна хоть на какой-то отклик, например, проявить каплю интереса к сыну или выразить благодарность, - все могло быть иначе. Но с кровных уз семья даже не начинается. Она начинается именно с этого странного желания "сократиться" ради Другого. И оно возникло у Кроули явно раньше, чем явилась Ровена. Просто подвернулась под руку и показалась удачным объектом. Ведь мать. Ведь и сам он, негодящий папаша, со второй попытки все-таки сумел на что-то сгодиться Гэвину. Раз уж такая блажь посещает Главзлодея, она может посетить кого угодно. Теоретически.

Даже и с таким итогом эксперимент замечателен весьма, в том числе и потому, что Дин, давным-давно себя сокративший до предела, как раз начал обратный процесс – расширение своих желаний. Далеко он, конечно, не продвинулся, пока лишь стыдливо признался себе, что, оказывается, тоже может хотеть чего-то для себя. Признать за собой право на такие хотения он еще не готов, творец и после этого дерзкого открытия наверняка перестал в него верить, - очень характерная ремарка для Дина и его любимого невроза. Но противофаза Дина и его Эго – показатель возникшей внутренней динамики, причем динамики целостной, дружественной.  

В общем, указал король наглому юзеру на выход с вещами. Облом, конечно, был для ведьмы феерический. И ушла маленькая гордая женщина со своими жалкими баулами в большое и равнодушное беличье колесо, пожелав дорогому ребенку, чтоб ему пусто было – во всех смыслах.

На фабульном уровне – это третья невольная ошибка Дина. Свобода Ровены станет их новой общей проблемой. Кроме прочего, именно она, ежели кто забыл, - автор заклинания, истребляющего демонов сотнями. О чем Ровена почему-то помалкивает, неустанно повторяя подслушанную формулу об опасностях Первого Меча. Что поделать, размер зла и цена добра имеют свойство возрастать.

Зато контуры спасательной бригады начали прорисовываться. Недоделанный Книжник, обиженная мать, парочка отмороженных ангелов. Эти за ценой не постоят. Значит, сработаются. На основе взаимной нелюбви и надежды использовать друг друга втемную во имя высоких личных целей.

Дин, конечно, охотно снял бы с себя дьявольскую татушку, но и без Бобби подозревает, что цена может быть непомерна. За помощь черной магии, в частности. Его мнения, впрочем, никто не спрашивает, принудительное лечение уже прописано. Беда пациенту от таких врачей.

На сей раз северный пушной зверек грядет по сугубо субъективным предпосылкам, его даже формально не спишешь на внешние давящие обстоятельства. Никакой судьбоносности, вражьих происков, глобальных угроз. Америка этого сезона – тишайшее в сверхъестественном смысле место. Пернатые, черноокие, местные колдуны – все сидят смирно. Бионечисть то ли массово вымерла, то ли столь же массово перешла на веганскую диету, экземпляры вроде Таши, Оливии, Старр представляют не тенденцию, а частные случаи с отчетливой семейной подкладкой. Даже с учетом импорта (ведьма-каннибал из Германии, червяк из Ирака, ревнивый дух из Италии) работы у Винтов негусто. Одна несчастная кицунэ где-то завелась, и на ту без них управа есть – напрашиваясь в напарники некоему Руди, Дин только зазря обидел коллегу.

Львиная доля сезонных кейсов и второстепенных линий - Клэр, Чарли, Каин, Коул, Ровена, даже Каллиопа – "подвешены" к арке или включены в нее напрямую, как попытки распутать экзистенциальные узлы. Или заполнить внезапный бытийный вакуум. Желательно не очень задумываясь, привычными, проверенными способами. 

Помогать людям – дело хорошее. А если люди не нуждаются в помощи, как обретать душевный покой? Пить, отрицать былую вину, маяться дурью изо дня в день? И как отреагирует на это Метка? И что она, в конце концов, такое?

Проклятье, говорит Ровена. Защита, говорит Кроули. Уровень бога – или дьявола, говорит Мет. Правы все. Защитная функция первична: она хранит носителя от угроз снаружи и изнутри, стравливая опасные излишки негатива вовне. Если сопротивление носителя слишком велико, она ломает его внутренние запреты аффективной отключкой, высвобождая  агрессию без волевой санкции. Возникает что-то вроде вечного двигателя: носитель срывается и ненавидит себя за это, постоянное психическое напряжение вызывает новые срывы, эрго, самоненависть растет, - и так без конца. Разрядка, единственный источник удовольствия в этом невротическом цикле, становится все более запретной – и неизбежной. Ясен пень, разрушительные потенции этого механизма не мог не использовать сатана, и в его ловушку попался Каин, не сумевший, как ни старался, зацепиться ни за любовь, ни за ответственность перед Другими. Пчелиного релакса оказалось недостаточно.

Дин, с помощью Чарли, демонического опыта и собственных ТТХ, кажется, избежал этой опасности, обуздав панический порыв отсечь и затоптать бунтующую часть себя. Тень отблагодарила, сделавшись более управляемой, а Дин стал к ней осторожно прислушиваться.

Не хочешь извержений – регулярно прочищай свои вулканы.

Конечно, буква далет на предплечье – проклятие. Проклятие Разума, способного и вынужденного познать себя во всей своей нелицеприятной многогранности. И конечно, это защита. От тех сил, которым самопознание человека грозит потерей власти над ним. И от эскапистских порывов самого носителя, норовящего сбросить с себя эту труднейшую миссию вместе с жизнью.

Далет - дверь, через которую Дин может заглянуть в себя. И даже пройти к себе, буде пожелает. Уже не во сне – наяву.

С желанием наибольшие проблемы.

Каббала, если изложить ее очень кратенько в переводе с тарабарского на человеческий, излагает все ту же сказку о развитии личности. По ее версии, желание творца отдавать - причина творения, а желание получать – материал творения. Простые сосуды получения – бессмысленные и невинные создания божьи – радуются, получая нехитрые дары жизни, и тем радуют творца. Это хорошо, так и задумано.

И захотел творец доставить кому-нибудь наивысшую радость – собственную, божественную, радость отдачи. Это оказалось сложной задачкой. Вложить в творение альтруизм, конечно, можно, но это будет лишь механическая программа, такая же, как и удовлетворение низших потребностей. И она таки вложена во множество созданий, начиная с вирусов, биологи не дадут соврать. Понадобился особый сосуд, способный не только ощутить радость дарения, но и заново создать в себе желание отдачи – свое собственное, не принадлежащее богу. Для этого он должен пройти кучу поистине алхимических разделений, соединений и трансформаций.  

Сперва программы-инстинкты получения и отдачи не сознаются, тем паче по отдельности. Порадовать родителей своими успехами и получить от них похвалу, чувство любви и защищенности – для ребенка одно и то же, радость дарителя и радость принимающего дар еще неотличимы, сплетены в единое гармоничное целое. Взрослеть – значит "спускаться" по ступеням-бхинот из света детства в темное царство свободной воли, где отдавать и получать уже совсем не неразрывные, а порой и взаимоисключающие понятия, и приходится делать выбор.

Душа, выбравшая получение, зачастую обнаруживает, что получает она как-то все не то, не так, не тем и не туда, нежели ей бы хотелось. Даже отдача ради получения, к ее удивлению, работает криво. А тот, кто хочет только отдавать, ничего не желая взамен, рано или поздно понимает, что отдавать больше нечего. Он не бог, его ресурсы не бесконечны. С какого-то момента ему, опустошенному, чтобы что-то отдать, нужно сперва что-то получить. Нужно научиться получать – хотя бы ради отдачи.

Конечно, это ранит невротическую гордость. Творение всю жизнь положило, чтобы превратить себя в идеальный служебный инструмент, достойный веры творца. Ему странно и стыдно признать, что кроме потребности "хоть на что-то сгодиться" в нем есть и другие желания. Что оно по природе своей не идеально, и не служебно, и вообще не инструмент. Что Малхут – не тюрьма и не казарма, а его собственное царство, управлять которым, кроме него, некому, и старые инструкции давно пора сдать в утиль.

Бхина Далет, темный, эгоистичный, сатанинский аспект, дно творения - и опора его, необходимый поворотный пункт эволюции души. Другое название этой фундаментальной ступени – Малхут, то бишь Царство, потому что единственный источник власти в нем - человеческая свободная воля. Здесь же по-настоящему и формирующаяся.  

Только здесь, в нижней точке цикла, отвергнув все питавшие его раньше силы, халявные радости и искренние заблуждения, сосуд может осознать свою главную, реальную потребность. Только сознательно пожелавший получить что-то для себя может считаться законченным творением, иначе говоря, человеком. И только тогда он обретает настоящую свободу воли.  Только тогда может "сокращать" свои желания не в угоду авторитетам и сверхценным фантомам, изображающим смысл жизни, не из-за невротического стыда или страха грядущей потери, но ради Другого, реального Другого, которого больше не заслоняют эти фантомы, страхи и стыд. Ради свободного обмена радостью дарителя и получателя – с равным партнером, способным разделить, а значит, приумножить обе радости.

По большому счету, бхина Далет включает в себя все творение, весь алхимический цикл, от Эдема неосознанности – через глубины эгоизма – к сознательному самосозиданию личности-творца. Иначе говоря, весь психоверсум в его сложном эволюционном процессе. Иные создания застревают на нижней ступени надолго, добросовестно путаясь в своих мотивах, иные и до нее-то добраться не могут, честно полагая, что как раз в роли вечных получателей больше всего радуют вечного дарителя, и в упор не узнавая своих Теней, не говоря уж о работе с ними. А добравшиеся и превозмогшие наполняют свой Малхут заново сотворенным светом.  

Так оно в идеале, и, может быть, не от балды Метка Каина в СПН имеет очертания "далет".


Но, конечно, идеала Дину не видать как своих ушей. Уж об этом его команда позаботится. 

7 комментариев:

  1. А если люди не нуждаются в помощи, как обретать душевный покой? .
    Ну, в этой серии показали - поприкалываться над братом, выпить пива, повоспитывать молодежь проконсультировать своего черта на семейные темы и остаться довольным...

    Каббала, если изложить ее очень кратенько в переводе с тарабарского на человеческий, излагает все ту же сказку о развитии личности.
    Я бы искала истоки в классической библеистике, но сейчас нет времени додумать. Может, летом вернусь. По традиции скачаю все рассуждалки по сезону на электронную книгу, уеду на дачу и буду думать вдали от интернета
    Распахнул Бобби ячейки, и поперла оттуда толпа Бобби Сингеров
    Это было забавно, но наши авторы практически ничего не делают без смысла, одного или многих. А этого я не поняла совсем
    Интересно, что сделают с Бобби.
    Ничего хорошего. Спокойной жизни старику уже не видать. Но пожертвовать кем-то ради своих авантюр, это ли не цель?
    Еще вопрос - почему почернели глаза у Дина после победы над недорослями? Минута триумфа, минута довольства собой и мгновенный страх за наслаждение? И чернели ли они на самом деле или только в отражении, в самовосприятии Дина?
    единственный раз притащил Гроули, и то для защиты Винтов..
    Мне помнится, песика звали нежно Джульеттой

    ОтветитьУдалить
  2. и остаться довольным...
    Ну и кто теперь врет, спросил Кроули, когда Дин попытался доложить о своем довольстве. -) Нет, этого очень мало для душевного покоя. Даже с пляжем впридачу. И, спасибо Метке, Дин это осознает все яснее. Вы заметили, что в его списке признаков семьи отсутствуют такие фундаментальные пункты, как понимание, уважение, интерес друг к другу? Кроули, к счастью, способен их экстраполировать из категорично-экстремальных диновых тезисов. Способен ли на это сам Дин – пока неясно. Но что ему уже хочется чего-то "настоящего" вместо мифической Джины (иллюзии джинна?) – обнадеживает.

    Я бы искала истоки в классической библеистике
    Истоки чего: каббалы, СПН или развития человека? -) Думаю, истоков всегда много. Люди давно пытаются постичь и выразить одно и то же на разных языках, в разных понятийных и образных системах.

    Я, думая обо всем этом, для себя вот чего надумала.

    В случае Каина библеистика нам вряд ли в помощь. Апологеты давно спорят об этом казусе, приходя к выводам прямо противоположным. У нас идея, понятно, "позаимствована" из книги Бытие, но в процессе слегка вывернута наизнанку: не из зависти старший грохнул праведного младшего, а выкупил его подпорченную праведность ценой своей души. Метка – вроде как тавро, означающее собственность дьявола. В Библии она, наоборот, от бога. Авторы сохранили ее библейскую функцию – защитную. Почему сатана бережет ценного Каина – понятно, но почему бог его защитил? Одни трактуют это как милосердие, другие, наоборот, как суровейшее наказание – богооставленность. Фрэзер указывает на распространенный у древних народов обычай менять внешность преступника, дабы "обмануть" мстительный дух его жертвы.

    В Бытии Каин получает Печать после убийства, это де факто клеймление преступника, которое маякует окружающим о его потенциальной опасности (он уже соприкоснулся со смертью), одновременно стигматизируя его. Это проблема всей пенитенциарной системы: вместо "исправления" стигматизированный все больше убеждается в том, что он необратимо испорчен и судьба его – бесконечные рецидивы. Библейский Каин сам больше не убивал, но его грех возродился в потомках. Наш Каин и сам отличился, и в потомках, и таки да, рецидивировал.

    Но. Наш Каин получил Метку до, а не после убийства. Если это проклятие, то оно принято добровольно, как самопожертвование, по сознательному – и благому - намерению. С другой стороны, можно трактовать ее и как гарантию безнаказанности, стимулирующую преступления, - не зря наша Метка еще и вызывает агрессию. То, о чем кричат сторонники смертной казни, к чему в конце концов пришел и сам Каин, начавший с безуспешной попытки казнить себя и закончивший превентивными приговорами другим. Назвав Каина безумцем, Дин заодно нелестно охарактеризовал изрядную часть законопослушных граждан, мыслящих так же, как Каин. -)

    Проблема, как заметил Каин, гораздо глубже, потому что агрессия, собственно, и есть защитный механизм от угроз внешних и внутренних. Если он работает неправильно, тому есть причины.

    Ничего этого в Библии и библеистике, понятно, нет – архаичные конструкты до такого психологизма еще не дозрели, от них можно отталкиваться в исследованиях, используя как архетипические образы, но не искать в них ответы.

    Формы метки там тоже нет. Бытие называет Печать Каина словом "от". Означает: знак, сигнал, примету, даже медаль. (Когда Коул скорбел, что Винтам за службу медали не дают, мне сразу подумалось: не знаешь ты, друже, про динкину медаль. -)) И еще, между прочим, чудо (тут уж 9.23 вспоминается). Без подробностей.

    ОтветитьУдалить
  3. Эрго, это чистая отсебятина наших авторов. И, по-моему, выбрав букву еврейского алфавита, они недвусмысленно отсылают нас к тем умозрительным системам, в которых именно этот алфавит используется как символический ключ, - то бишь к талмудизму и каббале, "дешифрующим" Тору. Оккультная публика тоже с ним играется, но эти по части символики всеядны, тащат все и отовсюду, как сороки. Кстати, их источники утверждают, что каждый ангел или демон имеет свою уникальную печать. Вроде шумерских купцов. -) Понятно, оккультистам это нужно для заключения договоров. Наши черти как-то обходятся, предпочитая целоваться. -))

    Каждая буква в каббалистической традиции волочет на себе ворох смыслов. Как и многие детальки СПН. Конкретно далет, помимо "двери", означает еще "бедняка", "самозабвение", "отсутствие чего-либо своего". Бедняк, кроме прочего, трактуется как шанс для "богача" поупражняться в праведности – ему следует бежать за нищим и уговаривать его принять безвозмездную помощь (этот аспект интересно коррелирует с нынешним поведением Сэма). Самозабвение = ослабление Эго (ноу коммент) и жажда света извне. Отсутствие своего и божественного света – главная характеристика Малхут, бхины Далет, где человек принципиально одинок и погружен в Тень, выбраться из которой может, только пожелав получить свет для себя от Другого. Разве не отзванивают случайные совпадения с нашими баранами? -)

    Что до собственно "двери", то и она неоднозначна. Через нее можно войти к себе – и отыскать там свое главное желание, то бишь себя. Через нее можно выйти на свободу, к свету Другого. А можно пришпилить себя к ней. В прежние времена еврей, попавший в рабство к своим, отпускался на волю через шесть лет. Но он мог по желанию остаться у хозяина как слуга. Тогда в знак этого добровольного решения ему прокалывали ухо на хозяйской двери. И эта дверь тоже вошла в эзотерические значения далет.

    Символ – это веер возможностей, реализация одной из них – вопрос личного выбора, и ответ, как мудро токует Дин, только в индивиде. В СПН весьма вольно используются кучи мифологических и эзотерических наработок, как завещал дедушка Юнг. Сейчас, мне кажется, очередь каббалы. -) И Дин, изучавший Древо Жизни после инцидента с Чарли, на мой взгляд, тоже намекаэ. Что, разумеется, не отменяет ни Книги Проклятых с ее явно генитальной, низшей, но очень мощной магией, ни скрижали с непереводимым метиковым шифром и побочными эффектами, присущими божьим орудиям, ни рунических заклятий и колдовских мешочков. Все как в жизни: собирать себя в цельность вечно приходится в не тепличных условиях. -)

    уеду на дачу и буду думать вдали от интернета
    Замечательная летняя программа. Тоже такую хочу…

    наши авторы практически ничего не делают без смысла, одного или многих. А этого я не поняла совсем
    Да уж, истолковывать замыслы наших творцов – та еще каббалистика. -) Может, все эти Бобби символизировали бесконечную повторяемость характеров и, как следствие, судеб. Условно говоря, колесо кармы. Или, наоборот, это все сам Бобби, разделенный, разрезанный внутренними перегородками и не ведающий о соседях – частях самого себя. Всего-то и надо – дернуть за веревочку и распахнуть двери себе и остальным. Но Бобби на это способен единоразово и ненадолго. Он освободил и объединил всего себя не затем, чтоб заполнить пустоту общего бесконечного коридора, но ради миссии. И тут же от себя оторвался, бросив остального многочисленного себя отвлекать добрых ангелов, стерегущих его "душевный покой". Правильно, небось от близкого знакомства со всеми этими Сингерами Сингеру одно беспокойство. -)

    ОтветитьУдалить
  4. Опять двери, опять коридоры, навязчивый какой образ. Помнится, в 5.16 небесные двери все прятались в каких-то закоулках и норовили исчезнуть, коридоров же вовсе не было. Зато в Аду и в резиденции Кроули дверей куда меньше, чем длинных петляющих коридоров. Первая, кажется, появилась с Ровеной и ее секретиками. Причем король резонно не желает стучать (его ж территория!), но рискует узреть всякие неприличия, входя без стука, - дилемма, однако. -))

    Ох уж это личное пространство нашей кровно-духовной родни: поди угадай, какие тараканы в нем плодятся, пока ты деликатничаешь…

    пожертвовать кем-то ради своих авантюр, это ли не цель?
    Нет, всего лишь средство; другие люди никогда не ценились Сэмом так высоко, чтобы сознавать их своей целью, хотя бы в роли жертвы. -) Вовлечение Бобби в авантюру было ценно для Сэма не столько изъятием Метика, сколько моральной поддержкой "свыше", с Небес от авторитетного какотца. И тот, хоть и не без оговорок, таки благословил Сэма на что угодно. Это "что угодно" символизировано освобождением безбашенного писаря, который крайне опасен для мира и бесполезен для Дина, зато полезен для восстановления касиного статуса кво.

    Справедливости для, замечу, что как раз сейчас генеральная цель сэмовых авантюр очень серьезна и практична: он сражается за свой нарциссический ресурс, недавно осознав его последним и единственным. Это не просто гордыня и эгоизм, едва не спалившие мир в прошлый раз, - это жестокий нарциссический голод и еще более жестокая тревога о том, где же он будет столоваться завтра. Письмо с Небес "одному из лучших людей мира" – подкормка сытная, но разовая, а регулярное питание - действительно вопрос жизни и смерти для его "я". Тут Сэм пойдет в буквальном смысле на все, что бы ни шипела его совесть в облике очередной "случайной жертвы", - лишь бы стать снова центром братнего мира, вернуться в фокус его внимания, сейчас преступно уделяемого Дином самому себе.

    Обострение очередной психопатологии прописано как по учебнику. Любо-дорого смотреть. -)

    почему почернели глаза у Дина после победы над недорослями? Минута триумфа, минута довольства собой и мгновенный страх за наслаждение? И чернели ли они на самом деле или только в отражении, в самовосприятии Дина?
    Леший знает. Склоняюсь к тому, что на деле, потому что даже если и в воображении – это диново воображение, и демон тоже динов. -) Стало быть, алармик самому себе. Правда, вряд ли черт выскочил на волне удовольствия, скорее наоборот – на волне безразличия, куда более опасного для души. И вряд ли это связано с пацанами – скорее все же с Сэмом и его "французским фильмом".

    Надеюсь, демонюга еще покажется. Карвер говорил, что демонизм Дина важнее Метки и включен в некую цельность, это частица чего-то, что останется с Дином навсегда. Если это капелька здорового эгоизма, следует только приветствовать такого чертика. Динобес и вообще парень хороший, он настолько хороший, что его даже из демонов выгнали. -))

    Мне помнится, песика звали нежно Джульеттой
    Это новенькая псица. Гроули защищал Винтов в 5.20 от других хеллхаундов; видимо, был убит Мэг в 6.10 или Сэмом в 8.14.

    ОтветитьУдалить
  5. Почему сатана бережет ценного Каина – понятно, но почему бог его защитил?
    Чтобы уберечь детей Божьих от греха мести. Это первое признание мести губительной для души.
    Так, когда у меня умер в садике старший сын и было множество неувязок в том объяснении, которое дали воспитатели, Батюшка настрого запретил даже пойти и спросить подробнее о причинах. Теперь я понимаю, превентивно подавил мысль о мщении. Бог взял, уже не исправить. Все по Воле Божьей. Плачь, но не мсти. Так и с Каином, еще святые в своей простоте и невинности (с "высоты" современной жизни их первый грех выглядит по детски смешным, увы) Адам со своим семейством в горе могли дойти до бОльшего греха, чем Каин. Да и Каину было оставлено время на покаяние, переосмысление.
    вместо "исправления" стигматизированный все больше убеждается в том, что он необратимо испорчен и судьба его – бесконечные рецидивы.

    Вы сами противоречите этой посылке следующей же фразой:
    Библейский Каин сам больше не убивал.
    Изоляция оставляет человека наедине с собою. И уж он решает усугублять грех или на вершине покаяния стать святым. Да, спасения Каину тогда еще покаяние не могло принести, рано было, еще люди должны были настолько внутренне переродиться, чтобы среди них мог появиться чистейший человек, ради которого и была по сути вся история Ветхого Завета - Дева Мария. Тогда, в прародительские времена о Спасении только мечтали. Но все же и тогда покаяние могло отразиться на опыте потомков.

    Наш Каин и сам отличился, и в потомках, и таки да, рецидивировал.
    Хотела написать, что не в его потомках, т.к. каиниты погибли во время потопа. Но вспомнила, как сыны Божьи (потомки Адама) входили к красивым каиниткам...
    Но нет, по сути, грех, конечно, накладывает печать на потомков, но каждый сам решает в конкретном случае совершить какой поступок. Потом, правда так приятно видеть себя не причиной греха, а жертвой обстоятельств, наследственности.... В этом разница между Сэмом и Дином.

    Зато в Аду и в резиденции Кроули дверей куда меньше, чем длинных петляющих коридоров. Первая, кажется, появилась с Ровеной.
    в 8.19 Ад показан из коридоров и дверей. Но, что интересно - двери-то были, а запоров не было, но выйти все равно не могли.

    ОтветитьУдалить
  6. Чтобы уберечь детей Божьих от греха мести. Это первое признание мести губительной для души.
    Какое признание? В Бытии даже намека на месть нету.

    Интересно, кстати, что в месопотамской мифологии сюжет братоубийства отсутствует, а профессиональный конфликт пастуха и земледельца разрешается мирно, причем уступает именно земледелец как более умный. -)

    Адам со своим семейством в горе могли дойти до бОльшего греха, чем Каин
    Людмила, мне даже страшно представить, что вы пережили. Но рискну все же заметить, что ситуации принципиально разные. Прежде всего тем, что для прародителей убийца – такой же сын, как и убитый. Оба родные, и оба – взрослые, здоровые, самостоятельные. Нет никаких данных, что Адам и Ева что-то умышляли против Каина. Бог им ничего не говорил, и бог, между прочим, отправил Каина в изгнание. Думаете, родители погнались бы за ним, чтобы убить? Но и Каин боялся не преследователей, а каких-то "встречных".

    Миф – это искаженное эхо далеких реалий, запечатленное в наших инстинктах. И сейчас одиночество бывает несладко, и в душе гордых современных индивидов гнездится прежний страх оторваться от коллектива, стать отверженным, не физически, так психологически. Для древнего человека оказаться одному, вне рода-племени, означало практически верную смерть. Эдакая модификация казни. Не зря и Каин говорит: наказание, мол, больше, чем можно выдержать. Но первично было не наказание, а забота о безопасности племени. Человек, соприкоснувшийся со смертью, опасен, он может навлечь на себя месть духов, богов, земли-кормилицы и т. д. Поэтому изгонялись не только уголовные элементы, но и, например, жрецы, вынужденные приносить человеческую жертву, если мирные дары отвергнуты богами (как в случае библейского Каина). Жрец брал на себя грех кровопролития ради племени и уходил, унося с собой проклятие, племя же делало вид, что-де неповинно оно в пролитой крови, это все вон тот, ушедший. Этот мотив уже ближе к нашему, супер-Каину.

    Таким изгнанникам выдавались особые знаки, по которым другие племена опознавали в них не маньяков, а спасителей своего рода, и щадили их. Изгой находился под покровительством божества мести ("мне отмщение и аз воздам", да) и не подлежал суду людей. Но, может быть, пресловутое "от" было просто оружием – отбиваться от двуногих и четвероногих. Возможно даже, каким-то особо мощным, по тем временам, оружием, приберегаемым специально для таких случаев. Оно и символизировало, и защищало. Вроде Первого Меча. -)

    Да и Каину было оставлено время на покаяние, переосмысление.
    Жаль, что первоисточник на сей счет молчит. -) Шанс на переосмысление у него был до убийства, вот об этом, да, сказано четко.

    Вы сами противоречите этой посылке следующей же фразой:
    Библейский Каин сам больше не убивал.

    В чем же противоречие? Связь уголовной стигматизации и рецидивов реальна, и от того, что она влияет только на часть контингента, менее реальной не становится.

    Изоляция оставляет человека наедине с собою.
    Вы про тюрьмы? Эта изоляция оставляет человека без нормального общества, зато наедине отнюдь не с собой, а с обществом тюремным – заключенными и надзирателями. Вы слышали о Стэнфордском тюремном эксперименте? Как раз недавно юбилей был, участники по этому случаю делились воспоминаниями.

    ОтветитьУдалить
  7. Хотела написать, что не в его потомках, т.к. каиниты погибли во время потопа. Но вспомнила, как сыны Божьи (потомки Адама) входили к красивым каиниткам...
    Людмила, опять настоятельно прошу: давайте различать Библию, СПН, апокрифы, толкования и прочие источники, а? Очень уж все они перпендикулярны друг другу, запутаемся ведь. В Библии нет ни-че-го про идентификацию сынов божьих как потомков Сифа (каиниты – тоже потомки Адама), а "дочерей человеческих" как каиниток. Позднейшие интерпретаторы на сей счет, мягко говоря, далеки от единодушия. Каждый, конечно, выбирает версию, которая ему по душе, но хорошо бы при том помнить, что это – НЕ Библия, а лишь одно из множества ее толкований. А в СПН пока ни слова про Потоп, заметили? Даже в воспоминаниях Каса: рыба с ногами – и как-то сразу уже Вавилонская башня. Было ли это событие в СПН-мире? Библейские сюжеты нашими авторами вообще используются не очень традиционно. Т. е., размышляя, к примеру, о нашем Каине, следует помнить, что он – не библейский Каин, а, скажем так, его художественная вариация. Как и ваши "сыны божьи" по линии Сифа. И Чак – не Яхве, и Джон да Марья – не Адам да Ева, и Бенни, хоть и вполне себе искупительная жертва, ни в коей мере не христианский Спаситель и даже не Ицхак…

    Выйдя же в бескрайние интерпретационные пампасы, мы первым делом наткнемся, скорее всего, на вселенную Маскарада, где Каин – прародитель вампиров и муж Лилит. Оно нам надо? -)

    в 8.19 Ад показан из коридоров и дверей. Но, что интересно - двери-то были, а запоров не было, но выйти все равно не могли.
    Или не хотели. Или не знали, куда. Только это все-таки ад Бобби глазами Сэма. Почему в том аду сплошь психи, и даже геройского Бобби мучают глюкодемоны, – мне давно интересно. -)

    ОтветитьУдалить