3 мар. 2013 г.

Очень саммари)

Как говаривала одна плохо кончившая полицейская в Сайлент нашем Хилле - "в глазах ребенка мать - Бог".
Родители являются смыслообразующим фактором во вселенной ребенка. В жизни Дина таким центром и смыслом был только Джон (по причине того, что Мэри умерла тогда, когда Дину было всего 4 года, возраст уже сознательный, но еще совсем детский). Вечно отсутствующий, бесконечно любимый отец, который по мере взросления сына и осознания им своего места в мире все больше входил в противоречие с мировоззрением сына. Доходя в итоге до полного отрицания и метафорического (да и не только) разрушения мира, который построил Джон. Неправедный отец ака сбежавший почтальон ака один из тех бесконечно отражающих друг друг отцов-монстров ака неправедный Яхве, Бог-отец.
Вот из этого всего ноги конфликта с отцом и растут. Дин по сути своей - архетип отца, и то, каким был Джон, абсолютно ему чуждо. Дин возится с молчащим Лукасом, с подростком Крисси и с младенцем-шифтеренком, Дин хочет быть отцом Бену Брейдену и боится быть отцом (куда сыну монстра растить человеческих детей?), Дин, изгнав себя в монстры, вытаскивает в люди клыкастого вампира и называет его именем сына, Дин обзаводится монструозной дочкой, которую рвут на части те же противоречия, что и Дина - необходимость убить отца и понимание, что убивать отца дело неблагое.
Что Дин был всегда Сэму больше отцом и матерью, нежели братом, пояснять надо? И что Сэм изначально был самым любимым из детей Дина.

Дальше. Два брата, просто брата, изначально были разными и тяготели к разным полюсам. Один к семье, второй к свободе, один к людям, второй в пустыню. В итоге дотяготелись до совпадения с двумя диаметрально противоположными идеями, история развития была длинной и про нее сказано более чем достаточно в других тредах, апофигей совпадений можно было понаблюдать в 5.22. Сферическое эго в вакууме по имени Люцифер и его отец-брат, который в один из моментов практически за руку тащит свой родительский эпикфейл на импровизированную голгофу и заранее знает, что его ребенок умрет, чтобы в итоге выжил целый мир.

Дальше. О Сэме. Прошедший путь от юного бунтаря и беглеца до каноничного дьявола. Любимец Азазеля, потому что в отличие от прочих деток обладал ценным качеством - умением врать самому себе. Ава и Джейк понимали, что идут на неблагое дело, Сэм был уверен в априорной оправданности любых своих деяний во имя высокой цели, а также умел дивно подменять понятия. Например, не принести в жертву девственницу, а спасти людей от демонов. Не придушить брата, мешающего тебе самоутверждаться - а устранить на время недопонимающего всю важность твоей миссии брата. Не попытаться из ревности и банальной пакостности избавиться от клыкастого брата-конкурента - а спасти любимого брата от чар ужасного монстра.
Несостоявшийся адвокат таки состоялся во всей своей красе. Ничего нового, на самом деле, чего бы уже не говорилось в других темах. Кому и от кого предлагала отойти Элла Фитцджеральд - оставим на совести амнезийных авторов.

Дальше. Ну сущие банальности. Поставить на уши весь неправедный мир, построенный сбежавшим почтальоном Яхве, проредить ряды ангелов, самолично убить серафима, особо боящегося гнева Самого, помочь не любящему Люцифера Кроули занять трон в аду, ужинать со Смертью и брать у него уроки ЕП, отравить собой Маму Всего, да так, чтобы та продолжала нереститься, проморгать появление левиафанов, получить за это втык от Смерти, убрать главу левиафанов обратно, после того, как те порядком подъедят старый мир, устроить шухер среди монстров, найти среди монстров своего и отправить его, полукровку мамы Евы и всехнего Папы, человеческого начала - в люди.
Развалить отцовский мир и построить свой.
Пара пустяков.

Нынче в сухом остатке имеем попытку сотворения нового мира и население его собственными образами и подобиями. Образы и подобия между собой отчего-то враждуют, а вовсе не возлюбляют друг друга эпично. Дин прирезал Эми, Сэм - из чистой братской любви, разумеется - убил Эмму и очень желает убить Бенни. А есть ведь не только монструозные, но и вполне человеческие "отражения" - как Дина, так и Сэма. И кроме Сэма у Дина есть другие "дети". И просто другие дети, без кавычек. От которых дьявол по понятным причинам совсем не в восторге - потому что они слишком похожи на Дина и совсем не похожи на Сэма.

Ну и усе, собственно. Могу поспорить с кем-нибудь на щелбан, буде у кого желание поспорить, что кончится сериал практически тем же, чем кончилась 5.22. Человеку, образу и подобию Самого - семья, образ и подобие мира, а дьяволу - привычная среда обитания, сферическая и в вакууме.

5 комментариев:

  1. Jenari, спасибо за краткий очерк некоторых наиболее концептуальных мотивов и смыслов СПН и респект за, можно сказать, миссионерский подвиг в вишневом саду -) (я-то который день в некондиционном состоянии пребываю, по причине острой враждебности нынешних погод моей ССС, так шо только чтение, мысленно с, и тэ дэ -)).
    И, думаю, стоит пояснить для тех, кто может быть не в курсе, что сие пособие по ликбезу написано по многочисленным просьбам телезрителей специально для: http://spn-garden.diary.ru/p185897704.htm -))

    Дин возится с молчащим Лукасом, с подростком Крисси и с младенцем-шифтеренком
    А с молчащим Оливером уже не возится. Оно, конечно, и обстоятельства к тому не располагали, но даже попытка знакомства вышла довольно неловкой. А на прощанье и вовсе подойти не посмел, да и желания такого явно не возникло.
    Похоже, градус стыда перед жертвами отцовских проклятий всех мастей уже настолько высок, что Дин скоро будет не в состоянии видеть детей без содрогания. Ибо им как-то не легче от папашиных уважительных причин в виде повисших на хвосте мстительно-ревниво-завистливых родичей. (Кстати, мне показалось, или Зевс повадками, да и внешне даже, неслегка так на Азазеля смахивает?)
    Но мизансцена у погребального костра все равно получилась правильной: горе-отец, разрываемый несовместимостью своего первого и неизбывного чада почти со всеми остальными (с лучшими – уж точно), рядом с несущей свою вахту матерью, ставшей вдовой, не успев побыть женой; и то самое вечное чадушко, не подвластное никаким инициациям во взрослость, рядом с семилеткой, стоически переживающим свалившуюся на него жуть и не желающим оставить печальную маму ради развлекухи.

    О Сэме. Прошедший путь от юного бунтаря и беглеца до каноничного дьявола. Любимец Азазеля, потому что в отличие от прочих деток обладал ценным качеством - умением врать самому себе.
    Тут уж недавно в энный раз поминали Оруэлла. В чем-в чем, а в искусстве двоемыслия Сэмме виртуоз. Быть бы ему правовернейшим гражданином Океании и членом внутренней партии. Ибо все его “бунтарство” на деле всегда было поиском того, кто позволит безнаказанно “щекотать нерв власти” и освободит от всякой личной ответственности.

    Развалить отцовский мир и построить свой.
    Эх, процесс строительства пока оставляет желать лучшего. Не, оно, за некоторыми особо трудными исключениями, прекрасно и удивительно, только без несущей оси мирозданию все равно не стоять. И нет, какбэ говорит ноосфера Дину, прикинуться ветошью – я не я, и огонь не мой – не удастся, придется совмещать (да ладно, Дин же не всерьез, уж и посублимировать маненько нельзя).
    Вообще мне нравится эта новая динкина манера вставать в третью позицию для поучения беглых папочек. Но Прометей чай не дед Генри, и ответил ему по-свойски, так, что крыть было нечем. –(

    ОтветитьУдалить
  2. но даже попытка знакомства вышла довольно неловкой
    И имени его Дин не запомнил - имена могут меняться, а сущность остается неизменной, и за происходящеее с ней все так же стыдно.

    мне показалось, или Зевс повадками, да и внешне даже, неслегка так на Азазеля смахивает?
    Азазеля из 6.01. Но образ, как мне показалось, донельзя собирательный - и эту практически детскую разобиженность взрослого дяди с бородой, и садизм, и смешной пафос - все это уже не раз показывали в разных вариациях.

    горе-отец, разрываемый несовместимостью своего первого и неизбывного чада почти со всеми остальными (с лучшими – уж точно), рядом с несущей свою вахту матерью, ставшей вдовой, не успев побыть женой
    И внешне Хейли показалась похожей на другую мать-одиночку, отчего присутствие Дина рядом с ней совсем уж не показалось неуместным.
    И Артемида на Хейли с дитем поглядела напоследок отнюдь не без зависти.

    процесс строительства пока оставляет желать лучшего
    Оставляет, да. Но явной жути стало поменьше, хотя печали не убавилось. А безотцовщины закономерно прибавилось.

    я не я, и огонь не мой
    И все это, понимашь, никакого значения не имеет, если не получится спасти сына. Правда, быть можно, обретет смысл в том случае, если придется спасать сына или детей от другого сына. И кое-какого первенца спасти определенно не получится, как уже однажды не получилось.

    ОтветитьУдалить
  3. Думала, что показалось в промке - нет, не показалось, будет там Крисси. И вопрос, чьей проекцией выступит, чего-то общий контекст промо не обнадеживает совершенно.

    ОтветитьУдалить
  4. Конгениальный эскиз. Прям руки чешутся вывесить его отдельной страничкой, обозвав "Суммой "Сверхъестественного" by Jenari". А, товарищи?

    Jenari
    Дин по сути своей - архетип отца
    Тогда как Сэмме - архетип вечного дитяти. Как бы оба архетипа ни маскировались под светлую "детскость" одного (очень взрослую, понимающую, родительскую) и потуги к самостоятельности другого. Отсюда и характер донорско-реципиентской связи, и вечный конфликт, и бессознательная всеобщая требовательность к Дину и снисходительность к Сэму, и бурные овации, когда младенчик делает на нетвердых ножках неуверенный шажок в верном направлении, в то время как любой динкин недосмотр сурово осуждается.

    А Джон - сущность таки хтоническая, в которой оба архетипа присутствовали в хаотическом миксте и были "разобраны" сыновьями, порожденными под заказ Небес с санкции Чака.

    Дин обзаводится монструозной дочкой, которую рвут на части те же противоречия, что и Дина - необходимость убить отца и понимание, что убивать отца дело неблагое.
    И ничем не может ей помочь. Противоречие стремится выйти из Тени и стать осознанным, и главное дитя его пристреливает из конкурентных соображений. Да не будет у Дина детей, кроме Сэмички; да не посмеет никто посягнуть на его статус самого мятущегося полухорошего парня.

    Развалить отцовский мир и построить свой.
    Пара пустяков.

    От этого абзаца я просто тихо балдею. -) Собственно, сжатое изложение "арки Дина", на отсутствие которой частенько жалуются особо одаренные динопочитатели. Начавшаяся где-то с 5.11 и продолженная Сарой и Карвером без единого логического сбоя, по нарастающей, охватывая собою все этажи мироздания. Точечные воздействия, уменьшение хаоса за счет увеличения системной сложности; не столько истребление архаичных элементов, сколько их трансформация и водворение на законные места в мироздании; разбрасывание "семени доброго" путем отделения от себя ипостасей/передачи им части функций, и как следствие - постепенная замена общего психофона эпохи.

    И отдельной строкой - трудная работа с архетипом Ребенка в разных его воплощениях. Потому что дети - будущее универсума, да. -)

    Образы и подобия между собой отчего-то враждуют, а вовсе не возлюбляют друг друга эпично.
    Образам и подобиям проще, им "братский бонд" не мешает самовыражаться. -) То же и с самими Винтами происходит при подавлении "бонда", например, одержимостью или соблазном "своего собственного".

    Правда, быть можно, обретет смысл в том случае, если придется спасать сына или детей от другого сына.
    Да, потому что подросшим детям придется учиться родительству с нуля – ибо не у кого. И помощь, видимо, лишней не будет.

    нет, не показалось, будет там Крисси. И вопрос, чьей проекцией выступит, чего-то общий контекст промо не обнадеживает совершенно.
    Ну ты и глазастая. -) Я такие мелькающие нарезки вообще плохо воспринимаю. Мдя, если девчонка вернулась в охоту, радости мало. Хотя – нынче охота не та, что давеча, раз к ней подключились Гарт, Чарли и другие представители нового поколения. Автоматического омонструоживания она уже не предполагает.
    И с аутсайдной ТЗ – то, что Карвер продолжает активно юзать наработки мамы Сары, якобы сброшенные им с корабля СПН-современности, тоже, по-моему, добрый знак.

    ОтветитьУдалить
  5. Olive
    респект за, можно сказать, миссионерский подвиг в вишневом саду
    Ой, да. Это надо ж не только иметь силы-время-здоровье, но и желание посвящать их, мягко говоря, не самому благодарному делу - просвещению непросвещаемых. -) Отметились, правда, в дискуссии и мыслящие люди, но в целом тред вышел упоительный. Начавшийся с априорного осуждамса группой товарищей и завершившийся сожалением о том, что авторы не разворачивают канон "обратно к винцесту". -)))

    я-то который день в некондиционном состоянии пребываю
    А вот это безобразие. Весна пришла, цвести пора! (Это я не только внушаю, но и самовнушаю. Вставши в третью позицию… -))

    Похоже, градус стыда перед жертвами отцовских проклятий всех мастей уже настолько высок, что Дин скоро будет не в состоянии видеть детей без содрогания. Ибо им как-то не легче от папашиных уважительных причин
    Ага. Но, может быть, тут срабатывает еще и то не новое соображение, что дети - сильные, и они растут, и вполне могут - даже должны - жалеть старших, которым, видит Чак, нелегко приходится от тех же уважительных причин. Ибо пора уже и архетипическому Ребенку чуток взрослеть. А сюсюкать с маленьким полутитаном, ежедневно пересекающим смертную черту, и вовсе глупо.

    Зевс повадками, да и внешне даже, неслегка так на Азазеля смахивает
    С первого взгляда он мне очень Алушку напомнил. -) Но и от Азика что-то есть. Хотя демоны на фоне Зевса выглядят куда более зрелыми. У них, по крайней мере, есть сверхцель, а у этого олимпийца – одна голая обижуха и сладострастный садизм.

    мизансцена у погребального костра все равно получилась правильной
    Очень. Меня с некоторых пор напрягало, что у Карвера сильно редуцировалась тема Матери. Из мамочек в шоу осталась только азиатская тигресса Линда, особа, мягко говоря, неоднозначная, да и та в последнее время изгнана пророком из его пустыни. Даже упоминания о чьих бы то ни было мамах сведены к минимуму. Чистый патриархат, как писала Jenari: Авраам родил Исаака, Генри родил Джона, а Бенни вообще родил Элизабет, минуя промежуточную стадию собственных детей. -) После символического "инцеста" Дина с Евой, породившего Бенни, это, наверное, закономерно, но все равно как-то нервировала эта отцовская "почтовая" вертикаль, ограниченная передачей "кровного" наследства, без намека на духовную, смыслообразующую горизонталь-семью. Для нынешнего ЕП требуется гармония обеих родительских половинок души; предыдущая Гармония матриархата себя изжила – спасибо Эмме.

    И вот закрылся динкин daddy-гештальт, и фотография Мэри перекочевала из-за пазухи на почетное место – "Привет, мам". И немедленно появилась Хейли, отчетливо предпочитающая ребенка его отцу, но отыскавшая-таки отца ради ребенка. И хотя она, собственно, погубила своего титана, сорвав динкин блеф, Дин ее не упрекает, а утешающе обнимает. Она права. Она – мать, а титан, даже заслуживший вечную благодарность людей, - гость из прошлого, ему место там же, где и прочим несущим хтоническое проклятие архетипам. Новому времени – новые боги.

    Ну и конечно, новое дитя, которому в общем-то и имя не нужно. Как и утешения. Дитя, познавшее смерть как ежедневную оборотную сторону жизни и решительно предпочитающее маму – мороженому. В отличие от.

    Прометей чай не дед Генри, и ответил ему по-свойски, так, что крыть было нечем.
    Зато появился повод обдумать отмазку титана, по странному совпадению идентичную динкиной. -)

    ОтветитьУдалить