29 сент. 2010 г.

Сэмми. Кода?

Пробегом по премьерам.

1.01.
Обычный юноша с острым ощущением своей необычности. Не без достоинств, не без способностей, очень не без амбиций. Родню недолюбливает, считая себя недооцененным и нагло используемым ею. Свое гнездышко намерен выстроить на лжи. Ближайшие планы: юрфак. В финале эпизода меняются на: месть.

2.01. 
Ребенок хороший, ибо испуганный. Постстрессовый катарсис, аварийная переоценка ценностей, максимальное духовное сближение с братом, - увы, кратковременное. Ближайшие планы: туманны. 

3.01.
Экс-фаворит уникальной судьбы. Подспудное разочарование: цель последних двух лет, подпитывавшая своим существованием чувство особости, достигнута. Неудачная попытка одолеть грехи. Ближайшие планы: по-быстрому вернуть брату должок. Нарастающее раздражение от категорического братнего вето на эти планы. И еще от много чего братнего.

4.01. 
Человек с секретами. Смятение чувств, эквилибристика меж рыбкой и пароходом. Едва налаженная жизнь грозит рухнуть, но и разрушительный элемент в окошко не выкинешь – глупо сорить такими бонусами. Очень много лжи и фальши, в том числе - самообмана. Ощутимое смещение нравственных полюсов. Ближайшие планы: ни в чем себе не отказывать.

5.01.
Громом ушибленный. Офигение и прострация. В действительности все оказалось не так, как на самом деле. Острый постшоковый кретинизм, столь же острая жалость к себе, смутное чувство вины, автоматические и безуспешные попытки что-то осознать-исправить при полном непонимании причин столь же полного краха. Ближайшие планы: подождите, идет поиск.

6.01.
Прекрасный лузер. Фиаско всех чаяний, моих, во всяком случае. И долгих реанимационных усилий. Душа пациента пребывает в растительном состоянии, на порядки худшем, чем два года назад. Эмоциональная сфера атрофирована, эмпатией не пахнет, этические конструкты от ума безнадежно ущербны. Сфера интересов ограничена до предела. Самоуверенность и снобизм зашкаливают, способность к сомнениям и состраданию отсутствует. Ближайшие планы младенчески конкретны: "Отдай цацу".

Странное дело: по общему мнению, Сэм охотится за Дином, потому что чует опасность для своей души. Формально возможность для такого истолкования есть. Я тоже долгое время склонялась к подобным допущениям. Но нынче…
После года молчания.
После самоуверенной заявки: "Стоило мне объявиться - ты побежал бы за мной".
После ясного взора поверх стыдливо опущенной боббиной кепки – Сэм заслушал братнюю исповедь, у Сэма не возникло ни тени сомнения в своей правоте и в своем праве.
После презрительной ремарки о гольфе.
После смеха в ответ на вопрос о дьяволовой клетке.
После, наконец, примененных методик убеждения (ошеломить; поведать о своих благодеяниях; тонко намекнуть на свое волевое участие в судьбе брата; ненавязчиво шантажнуть безопасностью близких)… 

Боюсь, я устала искать в Сэме некие глубины, которых в нем отродясь не было и не предвидится. Сдается мне, финальное откровение Сэма содержит только то, что оно содержит.
Практический интерес. Произнесенный скучным голосом панегирик диновой сути Защитника и его таланту совершать глупые, опасные, но такие необходимые вещи – будто перечень требований к кандидату на вакантную должность. Просто идти, не колеблясь. За Сидом к джиннам. За кольцом к Смерти. За Сэмом к дьяволу в зубы. Сэм оценил полезность этого свойства. Он ее даже сформулировал. Сам он так не может.
(Можешь, - сказал Дин.
Нет, - заверил Сэм. - Мне просто в голову это не приходит.
Возможно, это должно приходить не в голову, Сэмми.)

Короче: ему нужен напарник, который умеет то, чего не умеет Сэм. Не для души – для тела и дела. Кажется, в новой семье Сэма таких нет.

Мы долго хотели думать, что Сэм цепляется за Дина как за возможность духовного спасения. А то были соображения пользы. Ценный фрик, в чью голову приходит одновременно туча разных вещей. Не все они Сэму интересны или хотя бы понятны, но кое-что может пригодиться и в его единственной реальности – ибо сам он неспособен, к примеру, с ходу сочинить астральный прожект или иной безумный креатив. Креативы – вообще не сэмов профиль, это прерогатива творческих натур, а не служащих техподдержки. И растет она из непопулярного, осмеянного гордыми икарами духа корпоративной (читай: видовой) солидарности. Из самоотверженности, которую мы так долго и безуспешно искали в Сэме.
So, Икар налетался и усвоил: Дедала лучше держать при ноге. Крылья-то кто-то должен чинить.
А что Дедалу неохота к солнцу, ему и на земле тепло, - Икара не чешет. Он хочет получить. Цена его никогда не интересовала. Все равно платить не ему.
Странный способ позаботиться о своей душе. 

Все пишут: Сэм-де так страшно изменился после того, что он прошел.
Никто, правда, не знает, через что он прошел. Известно – упал в клетку. Известно – весь год после этого был на земле. Известно – смеется, вспомнив об Аде.
По мне, беда как раз в том, что он не изменился. Не считая плавной и закономерной деградации, наблюдаемой все годы шоу, с редкими и краткими ремиссиями. 
Даже Дину осточертело.

Сэм стал совсем неинтересен. За ним скучно наблюдать, за него скучно переживать. Если Чак дал Сэму шанс и почти силком вынудил этот шанс использовать - обтесав лбом едва ли не все стены в окрестности, в последний миг стать-таки человеком, - то Сара вернулась к генеральной линии аморфного, не имеющего собственной сути существа-паразита. Его исконная, заданная от начала шоу служебная роль - раздражителя, специфичного реагента для главного героя - оформилась окончательно. Не техподдержка – техпроблема. Успешно заменяющая собой роту Азазелей с Аластайрами. 

Суть сериала - в другом персонаже. По замыслу творца. 
Не будем же более отвлекаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий